Ибн аль-Къаййим пишет: «Если кто-то скажет: “Бедствия, которые могут постичь сердце по причине стремления к мирским благам и их приобретению, очевидны. Но какие бедствия могут принести с собой оставление мирского и отвращение к нему?” — я отвечу, что отказ от мирского таит в себе несколько опасностей.
Первая из них заключается в том, что когда некто, будучи человеком, а не ангелом, отказывается от мирского, его сердце привязывается к тому, в чём он нуждается, к тому, что обеспечивает ему жизнь, пропитание и нормальное существование. В результате он оказывается вовлечённым в жесточайшую борьбу со своей душой за оставление ею того, что для неё естественно, за отказ от полагающейся ей доли мирских благ. Подобное поведение указывает на слабое понимание человеком вопросов, связанных с духовным продвижением. Обладатель знания и понимания поступает иным образом: он отражает от себя натиск души, бросив ей необходимый кусок. Так бросают ломоть лающей собаке, стремясь избавиться от её назойливости и не желая тратить время на борьбу с ней. Дай душе то, что ей полагается, и удовлетвори её право, соблюдения которого она требует. Именно таков путь, указанный посланниками, да благословит их Аллах и приветствует, и это и путь знатоков духовного совершенствования. Пророк сказал: «Поистине, у души твоей есть на тебя право, и у Господа твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что принадлежит ему по праву» [Бухари 1968, Муслим 1159].
Другая беда, которую несёт в себе оставление мирского, состоит в том, что душа начиная испытывать потребность в оставленных вещах, заставляет человека смотреть на то, чем владеют люди. Поэтому продолжать пользоваться мирскими благами для него будет полезнее, чем отказываться от них.
Ещё одна проблема, которой оборачивается отказ от мирских благ, — проникающие из-за него в сердце высокомерие, надменность и тщеславие, то есть качества, несовместимые с воздержанным отношением к мирскому. Принятие мирских благ со смирением и скромностью гораздо лучше, чем подобный отказ от них. В пользовании мирскими благами есть и свои пороки, а в оставлении их — свои. Истинная бедность — это свобода и от пороков, имеющих отношение к пользованию мирскими благами, и от пороков, связанных с отказом от них, и её не достичь без понимания смысла бедности.
Слова аль-Харави: “Это и есть бедность, о достоинствах которой говорят люди” означают: “Это и есть та бедность, которую хвалят и которой отдают предпочтение знатоки духовного пути”».