Mom.life
post image
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»
Такими словами, переданными Левитаном по радио, началось утро 22 июня 1941 года.

Давно обещала раскрыть не всем известную, но очень-очень важную тему.

❗️Эвакуация музейных ценностей в Великую Отечественную войну❗️

Увы и ах, Екатерининский и Александровский дворцы в Пушкине, Павловский дворец, Петергофский, Гатчинский и Ораниенбаумский были полностью разгромлены. И то, что мы видим сейчас- это результат работы строителей и реставраторов 50-60 и поздних годов.
И только благодаря самоотверженному труду музейных работников в стихийные сроки и в невыносимых условиях удалось собрать по крупицами хотя бы основные части коллекций культурного наследия.

Исаакиевский собор в блокадном Ленинграде стал пристанищем для хранилища музейных фондов.
Вот тут можно подробнее прочитать на эту тему:
ссылка

Лично меня, до глубины души тронула ещё во времена обучения история Анны Зеленовой и эвакуацию Павловского дворца.
Почитайте как это было:
ссылка
В 1934—1936 годах А. Зеленова продолжала работать экскурсоводом в Эрмитаже, Русском музее и в пригородных дворцах-музеях. Особенный интерес вызывал у неё Павловский музейный комплекс с его уникальным парком. В 1936 году А. Зеленова начала постоянно работать в Павловском дворце-музее в качестве научного сотрудника. Через некоторое время она стала заместителем директора музея по научной части, а с 21 августа 1941 года была назначена директором музея и ответственным лицом за эвакуацию музейных экспонатов.
Незамедлительно взявшись за дело, она организовала эвакуацию и тайное захоронение наиболее ценной части музейных фондов. За день до занятия немецкими войсками города Павловска — 17 сентября 1941 года, она, погрузив последнюю машину с музейными экспонатами, ушла пешком в Ленинград.

Через неделю после освобождения Павловска от немецких войск, 5 февраля 1944 года А. Зеленова вернулась в Павловский дворец, чтобы начать работы по восстановлению музейного комплекса. К этому моменту музей представлял собой груду обугленных развалин.
За 28 месяцев оккупации и боев было разрушено и разграблено всё, что сотрудники музея не смогли вывезти или спрятать. Немецкие войска разрушили все павильоны, взорвали мосты и вырубили более 70 тысяч деревьев в парке. Отступая, они сожгли дворец и заминировали его руины. Казалось, что восстановить дворец будет невозможно.
ссылка
Однако, через несколько дней после вступления А. Зеленовой в должность, минеры начали работы по разминированию дворца, а А. Зеленова приступила к составлению методики для его реставрации. Впоследствии этот 3-томный труд был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны.

В Павловске была создана настоящая школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году были открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда.

Вот статья и о других музеях:
ссылка

Теперь перейдем к Эрмитажу.
Эрмитаж был крупнейшим собранием художественных и исторических ценностей не только Советского Союза, но и Европы. По воспоминаниям Б.Б.Пиотровского, который был директором Эрмитажа с 1964 по 1990 год, приготовления к эвакуации музея были сделаны задолго до 22 июня 1941 года. Еще в 1939 году были отданы соответствующие распоряжения о подготовке фонда Эрмитажа к эвакуации. Для большей части экспонатов были изготовлены индивидуальные ящики, все было подписано и пронумеровано. Именно этот факт, по мнению специалистов, сыграл решающую роль в успешной эвакуации большинства экспонатов Эрмитажа.

Это кажется невероятным, но, судя по этим сведениям, руководство страны знало о готовящейся войне и заранее позаботилось о сохранении культурного наследия. Никакой паники и хаоса не было: в первый же день войны, 22 июня, все сотрудники Эрмитажа были вызваны в музей и была начата работа по подготовке ценностей к отправке. Картины снимались со стен и упаковывались в специальные ящики, крупные полотна вынимались из подрамников и накатывались на валы по несколько штук. Все это делалось максимально аккуратно и бережно, несмотря на важность и срочность, которая была присуща ситуации.

В те суровые годы директором Эрмитажа был академик И.А.Орбели, который и руководил всеми работами по эвакуации художественных ценностей. Помимо сотрудников самого музея, готовить экспонаты к отправке помогали сотни ленинградцев, которые любили Эрмитаж. По воспоминаниям И.А.Орбели, «…все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки…К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья».
В результате самоотверженной работы уже 30 июня 1941 года из Ленинграда ушел первый железнодорожный состав с ценностями Эрмитажа, а 20 июля был отправлен второй эшелон. В общей сложности примерно из 2 миллионов единиц хранения было эвакуировано около 1 миллиона 200 тысяч самых ценных экспонатов. Все сведения об эвакуации были строго засекречены. О том, что везут в вагонах, не знали даже железнодорожники, которые вели состав. Они могли только догадываться, что это было нечто ценное: один из вагонов был бронированным, а весь состав прикрывали от бомбежек зенитные орудия, размещенные на платформах.

Эвакуированные ценности были вывезены на Урал — в Свердловск (ныне Екатеринбург). Интересно, что в Свердловске не нашлось такого большого помещения, в котором бы уместились все ценности Эрмитажа, поэтому они были распределены по трем помещениям. Большая часть коллекции разместилась в Свердловской картинной галерее, остальными местами хранения стали польский католический костел Зачатия Святой Анны и Ипатьевский дом.

Третий эшелон с экспонатами, к сожалению, вывезти не успели. Ленинград был блокирован фашистами 8 сентября 1941 года. Все что осталось, было спущено в подвальные помещения — бомбоубежища. Но даже во время войны Эрмитаж не прекращал своей работы: проводились выставки из оставшихся экспонатов, сотрудники читали выездные лекции. Летом в хорошую погоду из хранилищ доставали мебель и выносили ее на улицу для просушивания. В хранилищах было сыро, и антикварные предметы интерьера страдали от влажного воздуха. Чтобы произведения искусства не повредили подвальные мыши и крысы, сотрудники Эрмитажа приютили несколько десятков кошек, которые тоже внесли свой вклад в спасение культурных ценностей. Кстати, кошки находятся на службе музея и сегодня.
В благодарность за спасение части коллекции Эрмитажа Свердловской картинной галерее было передано более 200 картин, редкие книги, коллекция художественного стекала и фарфора, а также несколько скульптур и предметов мебельного искусства. Сегодня галерея имеет другое название: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

ссылка
ссылка
ссылка

Занятные статьи про восстановлению коллекции:
ссылка

ссылка

Теперь перенесемся в Екатерининский дворец.
Вот так проходила эвакуация там: ссылка
Что касается Янтарной комнаты, то её решили не трогать из-за её хрупкости, произвели консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, и заколотили досками, чтобы защитить от взрывной волны.

С 1942 года по весну 1944 года панно Янтарной комнаты были смонтированы в одном из залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал в Царскосельском дворце. Таким образом, с тех пор какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно. В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом почти не пострадали, янтарные панно упаковали в ящики и сложили (по свидетельству очевидцев) в одном из залов замка. Ящики с панелями хранились там вплоть до начала штурма города советскими войсками. Замок был занят советской армией 9 апреля 1945 года, а 11 апреля (как было уточнено много лет спустя) начался неожиданный пожар.

В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва).
Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания E.ON Ruhrgas)

Если Вы захотите почитать что-то ещё на эту тему - напишите мне пожалуйста, я скину ссылки и названия книг, которые меня впечатлили и которые интересно было бы изучить.

P.S. В комментариях добавлены ещё несколько фото дворцов во время и после оккупации.

#info_julia576
22.06.2019
8830

Лучший комментарий

masha.mh
masha.mh
О! Спасибо! Очень интересно!
22.06.2019 Нравится Ответить

Комментарии

sonya21chernyaeva
sonya21chernyaeva
Спасибо огромное! Это ужасает, конечно. Но такая титаническая работа, эвакуировать, спасти, восстановить! У меня жена мужа реставратор, сейчас в Петергофе работает.

Мы были в Гатчине и там специально оставлены места, чтобы показать в каком состоянии был дворец на момент окончания войны и начала реставрации.

Спасибо ❤️
23.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
🙏🏻
Да, когда я работала гидом, в план наших экскурсий были непременно включены и главы про восстановление и реставрацию загородных царских резиденций.
Гатчинский дворец - замечательное место, очень душевное. К сожалению, относительно недавно восстановленное.
Но главное сейчас, что ресурсы, технологии и люди есть и восстановительные работы идут и по сей день, открывая нам двери новых прекрасных залов и павильонов.
23.06.2019 Нравится Ответить
sonya21chernyaeva
sonya21chernyaeva
@julia_576 согласна с каждым словом ❤️
23.06.2019 Нравится Ответить
stening_mama
stening_mama
Спасибо Вам!🙏❤️
22.06.2019 Нравится Ответить
vika8488
vika8488
Большое спасибо за статью!🙏🏻
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
🙏🏻🙏🏻🙏🏻
23.06.2019 Нравится Ответить
knarakim
knarakim
Спасибо !!! ❤️
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
🙏🏻🙏🏻🙏🏻
22.06.2019 Нравится Ответить
lucky_woman
lucky_woman
@julia_576, интересно!
А кто автор идеи или фотографий???

Прекрасный ход со сравнением до и после.
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Полагаю, ссылка
Все эти фото подписаны его именем.
В его ЖЖ много статей на военную тему, в тч сопровождаемых такими фотографиями.
22.06.2019 Нравится Ответить
lucky_woman
lucky_woman
@julia_576, о! Благодарю!:) не разглядела..заворожили сами фотографии.
22.06.2019 Нравится Ответить
danayak
danayak
Юля! Это просто огромный труд, столько информации! Спасибо тебе огромное! Много нового узнала для себя. Миллион раз Спасибо ❤️
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
❤️❤️❤️
Я очень рада, что ты узнала много нового🙏🏻 очень важная тема!
22.06.2019 Нравится Ответить
floopa
floopa
Нам историк рассказывал ещё, что в петергофе немцы сантиметров 40-50 не докопали до одной из статуй, которые были закопаны.
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Совершенно верно, так же как и в Пушкине и Павловске.
Этот метод глубокой консервации придумала именно Анна Зеленова.
Учитывая менталитет европейских людей, принято было решение закопать на максимально допустимую глубину статуи и памятники.
Если не ошибаюсь, то закопаны они были на глубине до 2х метров, а немцы искали на 1-1,5 метрах.
22.06.2019 Нравится Ответить
kate15
kate15
Юля, спасибо вам большое!
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Всегда пожалуйста!
Тема важная, нужная, достойная остаться навсегда в нашей памяти и быть переданной следующим поколениям🙏🏻
22.06.2019 Нравится Ответить
rusalisha
rusalisha
Спасибо, большое! Пока читала, аж прослезилась насколько люди самоотверженно защищали, а потом и восстановлевали! Неоценимый вклад в историю! Честь и хвала🙏 и вечная память
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
@alishamams, чуть позже составлю список и отправлю Вас его🙏🏻
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
@alishamams,
«Моя война. В блокадном Ленинграде» Дмитрий Лихачев
«Блокадная книга» Даниил Гранин
Книги Анны Зеленовой. И вот вообще портал на эту тему:
ссылка

«Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Воспоминания. Дневники. Письма. Очерки. Литературные записи»

И в целом, ещё есть множество статей на сайтах, указанных в посте.
22.06.2019 Нравится Ответить
rusalisha
rusalisha
@julia_576 спасибо! Буду просвещаться😊
22.06.2019 Нравится Ответить
polinbl4
polinbl4
Мой прадед, кстати, был начальником того самого второго эшелона, отправленного из Эрмитажа в Свердловск.
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Спасибо, что поделились! Рассказывал ли он что-то про эти события?
22.06.2019 Нравится Ответить
polinbl4
polinbl4
@julia_576, к сожалению, он умер за год до моего рождения. Конечно, про это и книга была написана «Эрмитаж спасенный», он был ученый-археолог, профессор, много лет проработал в Эрмитаже со своей женой (тоже археологом)
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
@pollin_e, как интересно.
Благодарность вашей семье за вклад в наше наследие🙏🏻
22.06.2019 Нравится Ответить
polli_tru
polli_tru
Юля, восхищаюсь тобой, ты умничка!
По поводу того, что готовились заранее - у меня по папиной линии деды служили в Германии до начала войны, знали что будут военные действия за 1,5 года! За год всех военных вывезли из Германии в Беларусь, но никто не предполагал, что так все плохо будет с Ленинградом😢
22.06.2019 Нравится Ответить
polli_tru
polli_tru
Хотя почему никто... Возможно кто то и это знал🤷🏼‍♀️
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Полина! Благодарю 🙏🏻🌹
Да, уверена была информация и раньше, тем более с учётом того, что военные действия в Европе начались ещё в 1939.
Но доступ к этой информации был явно ограничен.
22.06.2019 Нравится Ответить
mila2012
mila2012
Вчера только были в Петергофе. И я вспоминала его фото военных лет(как последнее) печально😥
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Очень тяжелая фотохроника. Добавила в комментах чуть выше ещё фото.
Несколько лет уже не была во дворце там. Как я помню раньше, в процессе экскурсии затрагивали тему восстановления и показывали эти фото.
22.06.2019 Нравится Ответить
mila2012
mila2012
@julia_576 меня эти фото погружают в глубокие мысли. До сих пор фильмы военные смотрю со слезами на глазах, хоть и многие уже видела по многу раз
22.06.2019 Нравится Ответить
sevzvezda
sevzvezda
Юля, потрясающая статья! Слезы в глазах (гормоны или просто так сильно трогает тема войны и ее, увы, сумасшедшей разрушительной силы).
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Не могла не написать об этой части нашей истории. Тем более в такой день как сегодня. Нужно знать, помнить и передавать и дальше эти воспоминания и рассказы🙏🏻
22.06.2019 Нравится Ответить
sevzvezda
sevzvezda
@julia_576 под каждым словом подпишусь! Спасибо 🌹
22.06.2019 Нравится Ответить
masha.mh
masha.mh
Когда смотришь на фотографии этих развалин, честно говоря, у меня возникает какое-то чувство, смесь паники с отчаянием: вот пришли люди, смотрят на эти руины... Мне бы в голову не пришло, что можно что-то восстановить. А ведь сделали же!
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
@lucky_woman, к сожалению, у правительства на тот момент были совершенно другие цели. И тогда буквально ценой своей жизни пришлось отстаивать права на восстановление утраченных ценностей.
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
@lucky_woman, вот цитата из воспоминаний Зеленовой:
«Все было столь очевидно, что ленинградские власти быстро приняли решение: восстановить Павловский дворец невозможно. Да и не нужно. От этого идеологического бельма военные и партийные руководители города предлагали избавиться еще в 1941-м, когда немцы стремительно продвигались к Ленинграду: предложения сжечь дворец вместе со всем содержимым звучали громко и часто.»
22.06.2019 Нравится Ответить
lucky_woman
lucky_woman
@julia_576, то правительство, а то люди. Народ, сплоченный одной бедой, в стократ сильнее любой власти.
У нас лет 25 назад, в деревне был жуткий смерч, пострадали люди и почти все дома. Так после все восстанавливали не только каждый свой дом, но и помогали друг другу..когда что-то подобное случается, все видят лишь один выход и не надо друг другу доказывать зачем ты это делаешь, все и так прекрасно знают мотивы друг друга.
Мотив власти понятен, это дорого и тогда их цель была совсем в другом, а народ мыслил поколениями..им важно сохранить своё.
22.06.2019 Нравится Ответить
yulia_mami
yulia_mami
Юля ❤️ благодарю за такой пост. Сама бы я никогда не добралась , чтобы систематизировать это в голове
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
🙏🏻
Сейчас добавляю ещё фото в комменты.
Чтобы наглядно было более понятно какой масштаб работ был произведен.
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576стикер
22.06.2019 Нравится Ответить
lalushkinaai
lalushkinaai
Интересная статья. Спасибо вам
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Пожалуйста!
Это очень важная и интересная тема в рамках нашего культурного наследия.
22.06.2019 Нравится Ответить
lalushkinaai
lalushkinaai
@julia_576 полностью согласна с вами.
22.06.2019 Нравится Ответить
masha.mh
masha.mh
Насколько я знаю, дворцы Ораниенбаума пострадали значительно меньше, кажется, немцы до них не добрались. Это и великое счастье, т.е. что-то сохранилось изначальное, тогда как Пушкин и Павловск буквально из руин восстанавливали. Но тут получилось, что Ораниенбаум гораздо меньше финансировали и он был не в очень хорошем состоянии. Но сейчас взялись за него )))
22.06.2019 Нравится Ответить
julia_576
julia_576
Да, так и есть. Петергоф, Пушкин, Павловск были восстановлены из руин.
А Ораниенбаум пострадал чуть меньше, в виду того, что врагам не удалось завладеть Ораниенбаумским плацдармом. И не было тех варварских разгромов, которые оставались после отступления войск.
22.06.2019 Нравится Ответить
masha.mh
masha.mh
О! Спасибо! Очень интересно!
22.06.2019 Нравится Ответить
Читайте также