Это предопределение, которое непременно постигает раба. Всевышний Аллах предопределил для раба из несчастья и счастья то, в чем он сам является причиной этому.
Таким образом, если он совершит благо, то Аллах облегчит ему это благо, а если он совершит зло, Аллах облегчит ему это зло.
Всевышний сказал:
فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَى () وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى () فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى
«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям).» [Коран, 92:5-7]
То есть, предопределение от Аллаха, а причины от раба.
«А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию).» [Коран, 92:8-10]
Поэтому ты являешься причиной твоих бед и твоего счастья, и будет оно соразмерно твоим делам и твоим целям.
Аллах предопределяет тебе то, что соответствует твоим делам и тому, к чему ты стремишься. Именно так объединяются эти две вещи: все деяния предопределены Аллахом, а предопределение соответствует деяниям раба.
Раб является причиной, и поэтому с сумасшедшего, и с того, кто не обладает разумом, и с принужденного, и с того, кто забыл, - ни с кого из них не будет спроса, поскольку они делают что-либо не нарочно. И это не по их причине или деяний.
Спрос бывает с человека, достигшего совершеннолетия, обладающего разумом и сознательного. Он поступает либо против себя, либо на благо себе. Он либо пожинает для себя плоды блага, либо пожинает против себя плоды зла.