Сначала душа не верит в Бога, она верит только в свои силы. Это нормальный позитивизм или нормальный материализм.
<...>
Итак, душа говорит: "Я только сама. Надо мной нет никого, есть только мои усилия". Потом она думает: "Какие-то усилия увенчаются успехом, а какие-то нет. Значит, есть некая сила сильнее меня". И появляется маленький зачаток понятия о Боге, то есть понятие о некой Высшей Силе. Это ещё не Бог, но некая Высшая Сила. Это называют сейчас кармой. То есть некие обстоятельства, некая сила, которая над нами. Если не получилось, значит, карма, а материалисты говорят: "Не получилось, потому что мне не удалось. Я не приложил достаточно усилий". Следующий шаг по этой прогрессии, по immortality, поступательной эволюции души: "У меня не получилось, потому что есть что-то сильнее меня".
Далее то, что сильнее меня, приобретает свойство личности. Это может быть природа, это может быть судьба. Со временем это приобретает какие-то личностные черты, пока, наконец, кульминацией не будет то, что это есть Господь Бог, Вседержитель.
<...>
И здесь начинается путь бхакти, когда ты обращаешься в молитвах к Тому, Кто над природой, Кто ею не управляет, а вообще не касается её.
И дальше происходит первый шаг: ты обращаешься к Нему: "Пожалуйста, исполни мои желания!" Ты, собственно, своими обращениями, то есть с этими молитвами с самого начала обращался, но они, может быть, не были так артикулированы, как тогда, когда ты пришёл к пониманию существования Бога: "Пожалуйста, исполни мои желания! Я хочу это и это". Потом ты понимаешь, что это низменно обращаться к Нему, чтобы Он исполнил твои желания. Получается, что Он тебе в услужении что ли?
Следующий шаг духовной прогрессии: "Господи, я не знаю что для меня хорошо, но я отдаюсь Тебе. Ты Сам реши, что для меня хорошо. Я не прошу у тебя богатство или славы. Ты Сам реши, что для меня лучше. Буду ли я в нищете или я буду богат, буду ли я известен или я буду предан забвению. Я делегирую Тебе исполнение моих желаний". Это довольно высокий уровень.
Потом ты понимаешь: "А при чём тут я вообще?" Господь Бог живёт, бытует Своей жизнью, а я тут Ему говорю… Я вообще обнаглел, перекладываю на Него свои заботы. И тогда ты говоришь: "Господи, я тут вообще ни при чём. Ты делай так, как Тебе нужно, и Ты управляй мною таким способом, чтобы Тебе было хорошо". Не мне было хорошо, а Тебе было хорошо. То есть мы начинаем от совсем безбожия и приходим к уровню, когда говорим Господу использовать нас в своих нуждах. Это высочайший уровень преданности.
Но Махапрабху говорит, что есть ещё более высокий уровень, но он не поддаётся пониманию. Это когда душа говорит: "Ты даже не утруждай Себя думами о том, что Тебе надо, о том, что Тебе хочется. Я сама за Тебя всё решу". Но это Голока Вриндавана. Это уже даже не царство божие. Это уровень, где Счастье не обязано существовать.