Знающие сёстры, Подскажите 🌸🌷как правильно женщине брать малое омовение ( особенно касается волос- насколько их надо мочить, где протирать обязательно?). Недавно видела видео, где говорится , что волосы у виска надо полностью вытаскивать и по всей длине мочить , кто то говорит один раз протереть, запуская пальцы к корням волос. Ещё слышала надо от волос сразу движение к ушам делать и их сразу мыть- но такое получается у коротких мужских волос, но как должны женщины?
Обязательные и желательные составляющие малого омовения
Вопрос
Каковы столпы малого омовения, обязательные и желательные его действия?
Ответ
Хвала Аллаху.
Во-первых, столпов и обязательных действий малого омовения шесть:
1- мытье лица, к которому относится промывание носа и полоскание рта;
2- мытье рук по локти, то есть включая их;
3- протирание головы;
4- мытье ног по щиколотки, то есть включая их;
5- сохранение последовательности в мытье частей тела в малом омовении;
6- непрерывность (то есть мытье частей тела друг за другом, не делая большого перерыва).
О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток[1].
См. ар-Рауду-ль-мурби‘ ма‘а хашийати Ибн Касим (Т. 1. С. 181-188).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Под обязательными действиями малого омовения здесь подразумеваются его столпы.
Так становится понятно, что ученые (да помилует их Аллах) употребляют разные термины, обязательное действие /фард/ делают столпом /рукн/ и столп обязательным действием»[2].
Мы уже говорили, что у большинства ученых слова фард и уаджиб идентичны. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 127742.
Таким образом, обязательные действия малого омовения /уаджибы/ - это его столпы /рукны/, и это его фарды, то есть это действия, из которых состоит малое омовение, и без которых оно не будет верным.
Что касается произнесения слов С именем Аллаха[3] перед малым омовением, то имам Ахмад считал его обязательным /уаджиб/.
Большинство же ученых считали произнесение этой фразы желательным действием /сунна/ малого омовения, но не обязательным. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 21241.
Во-вторых, желательных действий во время малого омовения много.
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал:
«Желательные действия во время малого омовения следующие:
во-первых, использования мисвака при полоскании рта, дабы при помощи мисвака и полоскания рта добиться очищения рта и подготовиться к поклонению, чтению Корана и обращению к Великому и Всемогущему Аллаху;
во-вторых, трехкратное мытье рук до мытья лица, как это приводится в хадисах; руками мы доставляем воду до других частей тела, и в мытье рук предосторожность для всего омовения;
в-третьих, полоскание рта и промывание носа до мытья лица, как это приводится в хадисах; промывание при этом носа как можно глубже, а во время полоскания рта доведение воды до всех частей рта, если только человек не поститься;
в-четвертых, прочесывание густой бороды руками, чтобы смочить ее и с внутренней стороны, а также промывание межпальцевых расстояний на руках и ногах при помощи пальцев рук;
в-пятых, начинание с правой стороны: с правой руки до левой руки и с правой ноги до левой ноги;
в-шестых, увеличение кратности мытья лица, рук и ног с одного до трех раз»[4].
К желательным действиям также относится протирание ушей, по мнению большинства ученых. Имам Ахмад считал протирание их обязательным /уаджиб/, подробно об этом уже говорилось в фетве № 115246.
После совершения малого омовения желательно сказать:
Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня кающимся и причисли меня к очищающимся. Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и Тебе приношу свое покаяние[5].
Для информации о порядке совершения омовения обратитесь к ответу на вопрос № 11497.
А Аллах знает лучше.
[1] Коран. Сура Трапеза 5:6.
[2] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 1. С. 183.
[3] Транслитерация: Би-сми-Ллях.
[4] Аль-Фаузан С. Аль-Муляххасу-ль-фикхийи. Т. 1. С. 44-45.
А Аллахlу ведомо лучше🪷