Молитва беременной. Когда оставляет намаз беременная?
📌 Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку!"
📗 аль-Бухари 1117.
💡Основа в том, что намаз необходимо делать стоя, совершая поясные и земные поклоны, поскольку все это является столпом молитвы. Однако если больной или беременная из-за большой стадии беременности не может спокойно и полноценно делать намаз стоя или совершать земные поклоны, то с нее снимается то, что она не может и она делает то, что может.
Например, ей тяжело стоять, так как незадолго перед родами у женщины отекают ступни ног и больно, не может делать из-за живота суджуд и т.п., тогда она делает намаз сидя, однако не оставляет сразу все элементы намаз, а например если может, то встает на поясной поклон, а потом снова садится. Как гласит важное шариатское правило: "То, что не возможно достичь полностью, не оставляется полностью".
📍 Имам Ибн Къудама о словах: "Если стояние увеличивает болезнь больного, то он молится сидя", сказал: "Ученые единогласны в том, что тот, кто не в состоянии совершать молитву стоя, может молиться сидя".
📃 См. "аль-Мугъни" 1/443.
📍Кстати имам Ибн Къудама передал красивые слова от Михрана ибн Хусайна, что если кто-то по мирским делам в состоянии стоять и передвигаться, то не позволительно ему не стоять в намазе! (К этим словам стоит добавить что шариат не обязывает мусульман тем, что вредит его здоровью, даже если это возможно выполнить со вредом здоровью, тогда шариат недозволяет этого).
📍Что же касается границы "трудности", то шейх Ибн Усаймин сказал, что если человек делая молитву стоя, испытывает трудности и беспокойство, теряет из-за этого смирение в молитве и совершая ее, желает поскорее дочитать аль-Фатиху, чтобы сделать поясной поклон, то это и есть состояние, когда человек может делать сидя.
📃 См. "Шарх аль-мумти'" 4/461.
•┈┈••❀••🔹️••❀••┈┈•
❓Когда оставляет намаз беременная?
Нифас - это кровь родовая (послеродовая). Она так же может начаться до родов , примерно за 1-2 дня.
📜 Есть фетва шейхуль-Ислам ибну Теймии, рахимахуЛлах, в "шарх аль-'умда" (1/514, 515), где он сказал:
"Если женщина беременная увидит кровь за два или три дня до родов, то это нифас, т.к. эта кровь выходит по причине беременности, и является нифасом так же, как и кровь после ( родов ). Это потому что беременная видит кровь за несколько дней до родов. И явно то, что это по причине плода, не важно будут у нее схватки или нет".
✔ Из фетвы понимаем, что схватки (махад), это не нифас! И поэтому молитву женщине нужно продолжать совершать.
❓ Шейху ибн Джибрину задали вопрос: Можно ли мне совершать молитву, когда я уже чувствую боль по причине родов (то есть схватки)?
✔ Шейх ответил: "Женщина молится в состояние чистоты от хайда (менструации) и нифаса (послеродовых кровотечений). Однако если она УВИДИТ КРОВЬ за день или два (до родов), то эта кровь есть нифас (послеродовая кровь), и она не молится после этого!
Но если она НЕ ВИДЕЛА крови, И ДАЖЕ ЕСЛИ ОЩУЩАЕТ БОЛЬ РОДОВУЮ (СХВАТКИ), то она сравнивается с больной и ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШАТЬ МОЛИТВУ ПРИ ЭТИХ БОЛЯХ так же как и человек больной. Не снимается с нее молитва даже при продолжение этих болей !"
📖 Из книги "ли нниса факат", вопрос 316.
Как и больной, женщина в таком положение имеет послабления. И если ей трудно совершать молитву стоя, то дозволяется делать это сидя, если сложно сидя, то лежа.
❕Однако шейх Усаймин поставил немного другое условие в этом вопросе...
❓ ЕСЛИ ОТОШЛИ ВОДЫ, ТО ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ?
✔ Ответил Ибн Усеймин, что выход вод не считается за нифас (послеродовую кровь).
Нифас - это выход крови, связанный с рождением ребенка. Кровь, которая выходит во время родов, после родов или до родов, ЕСЛИ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СО СХВАТКАМИ. Если же выходит кровь до родов, НО БЕЗ СХВАТОК, то это также не считается нифасом.
📖 Нур 'аля ддарб 221А.
❓Спросили шейха Усеймина, да смилуется над ним Аллах: "У женщины отошли воды, сопровождаемые небольшой болью за три дня до родов. Считается ли это нифасом?".
✔ Шейх ответил: “Это не является нифасом, так как нифас - это кровь, а не вода. Точно также, (кровь) не будет считаться нифасом, если она не сопровождается схватками за два-три дня до родов. А если это произойдет задолго до родов , то это не будет считаться нифасом. Потому как нифас - это кровь, которая выходит после родов или же за два-три дня до них, вместе со схватками. А что касается вод, то они не считаются нифасом”.
📜 "Фатауа нурун 'аля д-дарб".
•┈┈••❀••🔹️••❀••┈┈•
❓Можно ли беременной женщине объединять и укорачивать молитвы на последних месяцах беременности?
✔ Мусульманин должен совершать каждую молитву в установленное Шариатом время, потому что Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا
«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». (Женщины 4:103).
💡Сунна указывает на то, что больному дозволяется объединять две молитвы, если ему трудно совершать каждую из них в установленное время. Это мнение маликитов и ханбалитов.
📍Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это очень сильное мнение».
📃 См. «Аль-Маджму», 4/263. См. также «Аль-Мавсуа аль-Фикхийя», 15/288.
📍Ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, сказал в своем «Сунане» (1/259): «Некоторые ученые из числа табиинов разрешили больным совмещать две молитвы. Это мнение Ахмада и Исхака».
Если беременной женщине тяжело совершать каждую молитву в установленное время, то ей дозволено совмещать зухр и аср, магриб и иша. В этом случае к ней применяется то же правило, что и в отношении больного.
Укорачивать молитвы дозволено только путникам. Если беременная женщина находится в поездке, то она может объединять и укорачивать молитвы. Если же она находится дома, то ей дозволено объединять молитвы, но она должна совершать молитвы из четырех ракаатов полностью, не укорачивая.
📍Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «При возникновении трудностей, например, из-за болезни, дождя, сильного холодного ветра и т.п., дозволено объединять молитвы, находится ли человек дома или в дороге. Если беременной трудно совершать каждую молитву в установленное время, то она может объединять их. Если кормящей матери трудно совершать каждую молитву в установленное время, потому что на нее попадает моча ребенка и т.п., она может объединять молитвы».
📃 См. «Лика аль-Баб аль-Мафтух», 201/4.
📍Он также сказал: «Молитвы объединяют по причине трудности; если затруднение возникнет по причине того, что человек не объединит молитвы, то дозволено объединить их по любой причине. Ученые, да смилуется над ними Аллах, даже сказали, что если беременной трудно совершать каждую молитву в установленное время, то она может объединять две молитвы. Объединение молитв возможно по одной причине – затруднения, но эти затруднения могут иметь разный характер. Что касается укорачивания молитв, то это дозволено только во время путешествий. Например, если больной находится в больнице и ему трудно совершать каждую молитву в установленное время, он может объединять две молитвы, но если он находится в своем городе, то ему не дозволено укорачивать их. Если же больница находится в другом городе, то ему дозволено объединять и укорачивать молитвы, потому что он считается путником».
📃 См. «Фатава Нур аля ад-Дарб», 185/16.
📍Шейх уль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Исключительной причиной для укорачивания молитв является путешествие, и запрещено укорачивать молитву, если человек не находится в дороге. Причиной для объединения молитв является необходимость. Если человек путешествует на короткое или длинное расстояние и есть необходимость объединить молитвы, он может сделать это. Также дозволено объединять молитвы из-за дождя, болезни и тому подобным причинам. Это делается для того, чтобы избавить умму от затруднений».
📃 См. «Маджму аль-Фатава», 22/293.
А Аллах знает лучше.