✔№536
[ПОЗДРАВЛЕНИЕ С НОВЫМ ГОДОМ]
ВОПРОС:
Можно ли поздравлять мусульманина или иноверца с новым годом или другим праздником?
ОТВЕТ:
С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду!
На основе тщательного анализа трудов и высказываний ученых-богословов шафиитского мазхаба Отдел фетв РД постановил, что поздравлять мусульман и иноверцев с наступлением нового года и другими нерелигиозными государственными праздниками дозволено.
Также дозволено поздравлять иноверцев с их религиозными праздниками, но не в такой форме, которая бы одобряла практику или убеждения, противоречащие и чуждые Исламу.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Поздравлять с праздником (т.е. Ураза-байрам и Курбан-байрам) или с наступлением какого-то месяца, по словам авторитетных ученых нашего мазхаба, которые приводят в пользу поздравления аргументы, желательно».
Имам аль-Бирмави пишет:
«Поздравлять с праздниками или наступлением какого-то месяца или года желательно». Следовательно, поздравлять мусульман с началом года или месяца является желательным, независимо от способа летоисчисления.
Ученые-богословы дозволяют выражать соболезнования иноверцам, а также поздравлять их при соответствующих обстоятельствах. Имам Сулейман аль-Буджайрими пишет: «Метод аргументации, к которому апеллируют при возникновении вопроса о разрешении соболезновать иноверцам, понимают как аналогичный и когда возникает вопрос о выражении поздравления. Ведь если желательно выражать соболезнование другому при постигшем его горе, то и поздравить его при радостных событиях также желательно».
Исходя из этого принципа, поздравлять иноверцев дозволено и даже желательно при определенных обстоятельствах, как например, при выказывании иноверцем интереса к Исламу и т.д.
Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути пишет: «Не запрещается мусульманину поздравлять своего друга или соседа-иноверца с его праздником в такой форме, которая не указывает на признание практики или убеждения, противоречащих Исламу. Например, мусульманин может сказать ему: поздравляю тебя с Рождеством (Пророка Исы, сына Марьям) или с наступлением нового года».
Также он пишет: «Не запрещается поздравлять людей Писания с их радостными событиями, праздниками или с любыми другими соответствующими случаями, а также соболезновать им. Однако соучаствовать с ними в их поклонении запрещено».
Примечание:
Поздравляя иноверца с его праздником, недопустимо поддерживать его ошибочные убеждения. Например, поздравляя христианина с Пасхой, мусульманину неприемлемо верить в смерть и воскрешение Исы (Иисуса), мир ему. А Аллах знает лучше.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية البجيرمي: التهنئة ضد التعزية فهي الدعاء بعود السرور، والتعزية حمل المصاب على الصبر بوعد الأجر والدعاء له...ووجه الاحتجاج بالتعزية على التهنئة أنها تفهم بطريق المقايسة؛ لأنه إذا سنت التعزية على المصيبة سنت التهنئة على السرور.[¹]
عبارة الفتاوى الفقهية الكبرى: التهنئة بالعيد والشهور سنة كما ذكره بعض أئمتنا واستدل له.[²]
عبارة حاشية القليوبي: التهنئة بالأعياد والشهور والأعوام. قال ابن حجر: مندوبة ويستأنس لها بطلب سجود الشكر عند النعمة وبقصة كعب وصاحبيه وتهنئة أبي طلحة له.[³]
عبارة حاشية الجمل: والتهنئة بالأعياد والشهور والأعوام مستحبة ويستأنس لها بطلب سجود الشكر عند حدوث نعمة وبقصة كعب وصاحبيه حين بشر بقبول توبته لما تخلف عن غزوة تبوك وتهنئة أبي طلحة له وتسن الإجابة فيها بنحو تقبل الله منكم أحياكم الله لأمثاله كل عام وأنتم بخير انتهت،[⁴]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (و) يعزى (الكافر) إن احترم لا كحربي فتحرم تعزيته على ما قاله الإسنوي والذي يتجه الكراهة. نعم، إن كان فيها توقيره.. حرمت حتى لذمي وقد تسن تعزيته إن رجي إسلامه (بالمسلم...) وتباح تعزية كافر محترم لمثله بل قال الإسنوي يتجه ندبها لمن تسن عيادته.
(قوله إن احترم يشمل المؤمن والمعاهد فليراجع (قوله ويعزى الكافر إلخ) أي جوازا ما لم يرج إسلامه وإلا فندبا .. (قوله لا كحربي) أي ومرتد .. (قوله وتسن تعزيته إلخ) أي الكافر ولو غير محترم .. (قوله وتباح تعزية كافر محترم إلخ) أي ما لم يرج إسلامه وإلا فندبا كما مرت الإشارة إليه...