ЦЕННОЕ НАСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ОТ ИМАМА ИБН КЪАЙЙИМА
Имам Ибн аль-Къаййим писал:
• «Когда ребёнок достигнет возраста способности мыслить и соображать, его необходимо оберегать от посещения мест пустословия, безделья, музыки, распутства, брани и нововведений.
Это, потому что, если все вышеперечисленное укрепится в его слухе, удалить все это будет чрезвычайно сложно, как ему самому, так и его опекуну.
Необходимо помнить, что изменение устоявшейся природы представляет собой одно из самых сложных занятий так, что чаще всего исправляемый нуждается в том, чтобы заложить в себе новую, вторую природу.
• Опекун максимально должен оберегать ребёнка брать что-либо у других, если ребёнок приучится брать, это станет его характером брать и не отдавать.
• Опекун должен приучать своего подопечного к тому, чтобы он жертвовал и раздавал, и, если опекун хочет передать кому-либо милостыню, он должен отдать это в руки ребёнку, чтобы тот передал бедняку эту милостыню сам.
Это необходимо для того, чтобы ребёнок почувствовал вкус отдавания и расставания.
• Опекун должен предостерегать своего подопечного ото лжи и предательства больше, чем он предостерегает его от употребления яда.
Потому что тот, кому будет облегчён путь лжи и предательства, потеряет тем самым счастье ближней и последующей жизни и не добьётся блага никогда.
• Опекун должен оберегать своего подопечного от лени, безделья, праздности и отдыха, и прививать трудолюбие и усердие, а отдых предоставляет лишь в том количестве и виде, которые будут способствовать мобилизации свежести его тела и духа для преступления к новым открытиям.
Лень и безделье приносят дурные плоды и сожаление, а труд и усердие приносят благие плоды, будь то в этой жизни, или в следующей, или же в них обеих.
Ничем не занятый человек постоянно чувствует усталость, а тот, кто постоянно занят, находится в постоянном удовольствии.
Лидерство в этой жизни и счастье в следующей не достигается чем-либо, кроме как трудом и усталостью.
Сказал Яхья ибн Абу Касира (ум. в 129 г.х.): «Знание недостижимо при отдыхе тела» (Муслим, 612).
• Опекун должен привить подопечному привычку просыпаться в предрассветное время, ведь это время раздачи подарков и получения трофеев. Кто-то получает их много, кто-то получает их мало, а кто-то лишён их и вовсе.
Тот же, кто с детства привыкнет к бодрости в предрассветное время, будет с лёгкостью просыпаться и в зрелом возрасте.
• Опекун должен оградить ребёнка от переизбытка пищи, лишних разговоров, избыточного сна и лишнего общения. Все вышеперечисленное не приносит ничего, кроме убытка, и лишает человека блага ближней и последующей жизни.
• Опекун не должен потакать своему ребёнку в достижении наслаждений живота и половых органов.
Если же опекун не усмотрит за ребёнком в этом и предоставит ему тем самым свободу в достижении этих наслаждений, то испортит его глубокой порчей».
«Тухфат аль-Маудуд» (1/372-373). Издание «дар аль-хадис»