Ибн аль Къаййим аль-Джаузи сказал:
«Я посмотрел на поклонение большинства людей и увидел, что оно представляет собой привычку. Что же касается тех, кто относится к своему поклонению с должной бдительностью, то у них и привычные действия становятся настоящим поклонением.
Беспечный говорит: «СубханаЛлах!» по привычке, а бдительный не перестаёт думать о чудесно созданных творениях или о величии Творца и его размышления побуждают его воскликнуть: «СубханаЛлах!».
И если человек задумался о плоде гранатового дерева, всмотрелся в его расположенные рядами зёрна, оберегаемые плотными оболочками от высыхания: как удерживается в семенах вода, как оболочки защищают зёрна.
И если он представил себе птенца в яйце или ребёнка в материнской утробе. Если подобные размышления заставили его осознать величие Творца и воскликнуть: «СубханаЛлах!» и это прославление Аллаха было плодом размышления, то это и есть прославление бдительных. Их мысли совершают своё путешествие, и каждое сопровождающее их прославление Аллаха является настоящим поклонением.
Подобен этому и тот случай, когда люди задумываются о совершённых ими ранее вызывающих отвращение грехах, и эти размышления рождают внутреннее движение, беспокойство в сердце и горькое сожаление в душе, и это побуждает их сказать: (АстагъфируЛлах)
«Я испрашиваю прощения у Аллаха!».
Это и есть настоящее прославление Аллаха и настоящее испрашивание прощения у Него. Что же касается беспечных, то они произносят эти слова по привычке. И различия между этими двумя категориями огромны».
«Сайд аль-хатыр».