«А что касается того, кто выучил Коран, однако не понимает его и не поступает в соответствии с ним, то он не из числа приверженцев Корана!»
Что лучше: прочитать мало аятов Корана,
но осмысленно, или же прочитать много, но неосмысленно?
Со слов ‘Укбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Появятся в моей общине люди, которые будут читать Коран так, словно они пьют молоко».
Имам аль- Мунауи сказал: «То есть они будут перебирать Коран своими языками, не размышляя над его смыслом, не внемля его постановлениям, а просто Коран будет проходить через их языки так же быстро, как молоко проходит через язык».
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, мы прожили короткий промежуток времени, и кому-то из нас был дарован иман прежде Корана. И ниспосылалась сура Мухаммаду ﷺ, и обучались мы дозволенному и запретному, обязательствам и устрашениям, и тому, где следует останавливаться (при чтении суры), как этому обучаетесь вы.
Но затем я стал видеть людей, которым был дарован Коран прежде имана, и они прочитывают его от начала до конца, так и не зная, что он повелевает, а что запрещает, и где необходимо останавливаться, читая его так быстро, подобно финикам, падающим с дерева от тряски».
Имам Ибн аль- Каййим сказал: «Учёные разделились на два мнения относительно того, что лучше: соразмеренное чтение Корана по правилам при малом прочитывании или же быстрое чтение с многочисленным прочитыванием?
Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас и другие, да будет доволен ими Аллах, считали, что соразмеренное чтение по правилам с размышлением при малом прочитывании лучше, чем быстрое и многочисленное чтение.
Сторонники этого мнения опирались на то, что суть чтения Корана в том, чтобы размышлять над его аятами, извлекать из него пользу и действовать согласно его предписаниям, ведь чтение и заучивание Корана — это путь к пониманию его смысла.
Некоторые саляфы говорили: “Коран был ниспослан для того, чтобы жить по нему, так сделайте же чтение его воплощением в делах!” По этой причине приверженцы Корана — это те, кто следуют Корану, даже если они не выучили его наизусть.
А что касается того, кто выучил Коран, однако не понимает его и не поступает в соответствии с ним, то он не из числа приверженцев Корана! Также сторонники этого мнения говорили, что иман — это наилучший вид дел, а понимание и размышление над Кораном — это есть причина зарождения имана. Что касается простого чтения без понимания, то так может поступать как праведник, так и нечестивец, как верующий, так и лицемер, как сказал Пророк : “Лицемер, который читает Коран, подобен рейхану, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус” (аль- Бухари 5059).
Что касается сторонников имама аш- Шафи‘и, то они сказали, что многочисленное прочитывание Корана лучше. При этом они опирались на хадис: “Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” — это одна буква, нет, “алиф” — это буква, и “лям” — буква, и “мим” — буква”. Хадис приводит ат- Тирмизи, назвав его достоверным. Они говорили, что ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) прочитывал Коран в одном рак‘ате, а также упоминали много сообщений от саляфов относительно многочисленного чтения Корана.
Правильным же в этом вопросе можно назвать то, что награда за чтение Корана с размышлением и пониманием лучше и выше, тогда как награда за многочисленное чтение Корана больше по количеству (в соответствии с количеством прочитанных букв). Первый пример подобен тому, кто сделал садака большой жемчужиной или же освободил раба, который стоил очень дорого. А второй пример можно сравнить с тем, кто делал садака большим числом дирхемов или же кто дал свободу многим рабам, которые стоили недорого».
Таким образом, обдуманное и спокойное чтение Корана выше по награде, чем быстрое и многочисленное его чтение, не сопровождаемое спокойствием и размышлением.