Фильм - Джон / John (Джеймс Робертсон, Джойс Робертсон) 1969г. (На ютюбе легко ищется).
О теории привязанности.
Как один фильм может изменить систему.
«Джон» - это фильм, изменивший всю систему помощи детям, оставшихся без родителей в одной стране. Фильм показывает влияние кратковременной разлуки с родителями на маленького ребенка. Он стал одним из целой серии подобных фильмов. Это простое документальное черно-белое видео и закадровый текст. Больше ни звука – оглушительная тишина.
Когда фильм показали на родине - в Великобритании, он вызвал широкий резонанс и затронул большинство зрителей, включая министра здравоохранения Великобритании. Он вызвал серьезные дискуссии о том, какие формы заботы о детях являются приемлемыми. Это, в свою очередь, повлекло за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми. В результате фостеровская (замещающая) семья стала официально признанной формой воспитания.
Детей стали помещать в фостеровские семьи в случаях, когда нахождение ребенка в своей семье невозможно. Дома ребенка в Великобритании были закрыты.
Копии фильма были приобретены университетами и колледжами большинства стран мира (за исключением стран Восточной Европы и Советского Союза). Он получил Серебряную Медаль на Венецианском кинофестивале; Серебряную Медаль Медицинской Ассоциации Великобритании. Фильм также получил Специальный Приз за Фильм Величайшего Значения от Британского Фонда страхования жизни - это высочайшая награда Великобритании для учебных фильмов в медицине и здравоохранении.
Фильм «Джон» наглядно показал что происходит с маленьким ребенком когда мама вдруг, без объяснения причин, исчезает из его жизни на несколько дней. Главный герой фильма - мальчик Джон, которому на момент съемок фильма всего 1 год и 5 месяцев. На время родов у мамы его помещают в дом ребенка на 9 дней. Тогда весь мир еще не знал на сколько даже кратковременная разлука может нанести глубокую травму ребенку.
Джеймс Робертсон, снявший этот фильм, был социальным работником, он также входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Его супруга Джойс, которая участвовала в съемках и общалась с Джоном непосредственно в детском доме, также была социальным работником, специалистом по дошкольной работе.
Дом ребенка, о котором идет речь в фильме, был организован при некоммерческом фонде и специализировался на уходе за детьми из неблагополучных семей. Данный дом ребенка также являлся базой для прохождения практики будущих воспитателей домов ребенка. Поэтому студентки часто сменяли друг друга.
Годом ранее съемок семья Джона переехала, и родственников, которые могли бы присмотреть за ребенком, не было. Родителям было нелегко принимать такое решение - они, конечно, понимали, что Джон будет очень переживать в доме ребенка, но им все же казалось, что это наилучший выход и тем более это не противоречило общественному мнению о том, что ребенок все равно ничего не запомнит и его можно помещать на время в подобные заведения. Родители заранее посетили детский дом вместе с Джоном.
Робертсоны снимали историю такой какая она есть и самого Джона таким, как он был. Конечно же присутствие съемочной группы влияло на его поведение, но, скорее всего, это влияние было незначительно.
Джон привык, что мама с папой всегда рядом и заботятся о нем. Его реакция на длительную разлуку было совершенно типичной и ярко характеризует разрушение привязанности, согласно Д.Боулби.
Ребенок со сформировавшейся привязанностью проходит 3 фазы адаптации к потере близкого взрослого. Первая фаза – это протест (плач, поиск родителей, отказ от попыток отвлечь его). Вторая фаза – погружение в себя, безразличие, апатия. Третья фаза - отчужденность, это выглядит так, как будто ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной. На глазах зрителей Джон проходит все эти фазы в течении девяти дней. И если первый раз мы видим как в двери учреждения входит один ребенок – веселый, жизнерадостный, уверенный в себе и мире вокруг, то выходит через 9 дней он совершенно переменившимся.
Робертсоны поддерживали связь с семьей Джона после его возвращения домой. Этот опыт оказался для Джона крайне травматичным. В течение долгого времени вся семья жила в огромном напряжении. И, вопреки популярному стереотипу, это был не тот опыт, который "формирует характер", напротив Джон начал бояться возможной разлуки. Много месяцев спустя он все еще продолжал проявлять беспокойство, когда терял маму из поля зрения.
День первый.
Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком. В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней.
Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей.
Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома. Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми.
Он предпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми. Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание. В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!»
Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками. Во время отхода к дневному сну, Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит. После сна приходит отец Джона. Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут. Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам.
Вскоре к Джону подходит девочка, и отнимает его игрушку. Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян, и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери, и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней. Но вечером в ванной его купает уже другая сестра. Это - четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания.
В течение этого дня Джон ещё не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.
Это лучше смотреть, впечатляет, не то слово. Эксперимент был своего рода призывом к общественности, что чувства ребенка сильно недооценивались в те времена. До этого психотерапевты только доклады писали, на них не реагировали. Пришлось Робертсону на любительскую камеру снять все это, договорившись с учреждением предварительно. Правда это его не самый первый фильм на тему принудительной разлуки матери и ребенка, но вызвавший резонанс.