Mom.life
Динара
dinaro4ka-gm
Динара
post image
КАК ЗАНИМАТЬСЯ РИСОВАНИЕМ С РЕБЁНКОМ: СОВЕТЫ ПЕДАГОГА И ХУДОЖНИКА

Однажды ко мне в изостудию привели крошечную Настю 3-х лет. Боже, что же я с ней буду делать? Три года – это так мало для осмысленных занятий. Всегда считала, что в этом возрасте, да и в пятилетнем, ни в коем случае нельзя заставлять ребенка подчиняться какой- либо профессиональной системе, школе. Тем более, что 2-3 года – это, так называемый процессуальный период в развитии личности ребенка.

То есть, не надо ждать от такого ребенка каких-то особых результатов, поскольку, кроме неосмысленных каракулей ничего и не должно быть.

Правда, бывают исключения. В этот период в процессе рисования для ребенка намного важнее рассказать, поделиться тем, что он хочет нам поведать рисунком, а вовсе не качество этого рисунка. С 3 до 5 лет уже появляются примитивные изображения, так называемые, головоноги. Действительно, если внимательно посмотреть на рисунки детей этого возраста, можно заметить, что практически у всех изображенных людей отсутствует шея, голова объединена с туловищем, а из этой единой формы торчат ножки-ниточки и коротенькие ручки-ниточки по бокам, а то и вовсе отсутствует и то, и другое.

Главное, не переживать по этому поводу, а просто постараться спокойно обращать внимание ребенка на реальную натуру, на человека и вообще на то, как устроен мир и все, что в нем существует, произрастает, движется или стоит, не шелохнувшись.

Всему свое время. Одним словом, учитесь наблюдать и еще раз наблюдать и учите этому своего ребенка.

Но ведь как- то надо объяснять устройство мира через рисунок, скажете вы, знакомить с материалами (благо, их сейчас невероятное множество, от цветных карандашей, пастели, восковых мелков и до акварели, гуаши, акрила, масляных красок, темперы и т. д.), с разнообразием приемов, техник в рисунке, работе с красками. А пластилин, глина и всякий разный пластичный материал, с помощью которого ребенок не только выразит свою идею, вылепит морковку, зайчика, но и будет иметь возможность развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, даже речь.

Кстати, занятия лепкой очень полезны детям с легко возбудимой нервной системой.

В конце концов, все ратуют за то, что ребенок обязательно должен научиться правильно держать карандаш, кисть.

Честно говоря, я зачастую подвергаю сомнению необходимость всего этого в столь раннем возрасте. Мы, взрослые, со своим опытом, со своим восприятием действительности, часто заблуждаемся, поскольку сами оторваны от истины и знать нам ее не дано.

А ребенок сам знает, что и как он хочет рассказать миру своим рисунком. И как он это будет делать, касается только его. Может он изобретет свой метод, отличающийся от всех предыдущих! Конечно, сейчас я несколько утрирую, это все мои рассуждения на тему, мои сомнения.

Тогда, познакомившись с маленькой Настей, мне надо было быстро сориентироваться в ситуации и суметь заинтересовать ребенка, а после дать толчок для ее дальнейшего самовыражения. На первых порах на наших занятиях присутствовала мама Насти, но, буквально через два урока необходимость в этом отпала.

Видимо, в нашем шуточно-игровом общении с девчушкой, мне удалось найти ту самую золотую середину, то пространство, внутри которого нам обоюдно было комфортно общаться, а главное, творить!

Мы рисовали, сопровождая наш, заметьте, совместный процесс какими-то шутками, воспоминаниями. А делали мы это поначалу параллельно: то я нарисую какую-то рожицу, то Настя дорисует моему человечку глазки, носик или болячки. Она любила всем героям своих рисунков дорисовывать болячки. Иногда начинали петь или танцевать. Иногда я включала музыку, которая, как мне казалось, соответствует ситуации.

Одним словом, это всегда была игра, в процессе которой я старалась направить воображение или воспоминания ребенка в нужное русло.Я предлагала нарисовать все то, о чем только что услышала от Насти.

Конечно, полное невмешательство в детский рисунок далеко не всегда удается. Абсолютно самостоятельно рисует, обычно, уверенный в себе и наполненный информацией, ребенок. А вот иной раз приходилось сталкиваться с детьми, которые, оказавшись перед чистым листом, впадали в ступор и говорили, что не умеют изобразить голову, нос, рот, дерево и т.д.

"Откуда эта неуверенность, этот страх ?!"– удивлялась я. Ведь дети, в отличие от взрослых, не должны бояться, они умеют все.

Возможно, ребенок уже столкнулся с тем, что кто-то из взрослых однажды случайно, не намеренно, вмешался и сказал, что тот не способен в рисунке или что-то делает не так, как надо. А надо, чтобы трава была зеленая, ствол дерева обязательно коричневым, и глаза у папы ты нарисовал криво и непохоже.

Вот в этом и кроется беда. Дайте волю ребенку! Он уже творец! Пусть ствол дерева переливается всеми красками, пусть трава вдруг станет красной или синей, с включениями оранжевого. И надо всем этим миром засверкает РАДУГА!

Евгения Пашкова, художник, педагог, преподаватель ВУЗа, Школы Архитектурного Развития при МАРХИ, а также студии изобразительного искусства
ссылка
12.12.2018
1

Лучший комментарий

Комментариев ещё никто не написал.

Читайте также