Мы с Максимом ездили в Москву в начале декабря. Вернее летали. Хотя... 4 часа на поезде до Адлера, еще 4 в самолете... Хорошо, когда ездили туда, у нас был перерыв часа два-три перед самолетом, и мы могли погулять немного.
Ножки помочить в море. Там еще тепло. Градусов 20 тепла. Вода прохладная, конечно, но вполне терпимая.
Видели дельфинов. И так близко. Сфотографировать не успели. Да и не хотелось как-то. Вообще у меня из этой поездки очень мало фото. Лень как-то было. Хотелось в памяти оставить. Там, надеюсь, не сотрется.
В Москве мы в первый день погуляли в районе Лубянки. Я давно мечтала попасть на эту площадь. Помните, именно там собрались люди после распада СССР. Там сейчас на месте памятника Дзержинского ёлка огромная. Дзержинский был комиссаром, главным чекистом. Его памятник люди хотели снести собственноручно. Но не получилось. Все-таки сделано в СССР.
Потом ночью власти его убрали и, по-моему, правильно сделали. Сейчас он в музее каком-то в Москве. Вместе с Павликом Морозовым, Сталиными и Лениными. Памятник Дзержинскому стоял у здания бывшего НКВД. Там сидел и Солженицин, и Юрий Нарумов, книгу которого готовлю к печати, и многие-многие наши сидельцы. По факту большая часть всей российской (и не только) интеллигенции. Там пытали людей...
Как-то мимоходом зашли в храм святого Иоанна Богослова. Там такой забавный охранник. Позвал нас прямо. По дороге все рассказывал, целую экскурсию провел. Старинный храм 16 века при Богословском институте. Там мощи Георгия Победоносца и частицы пояса Богородицы и Креста Господня. Маленький, но такой замечательный храм.
На следующий день мы ходили в Третьяковку. Помимо всего видели икону Владимирскую. Ту самую. Удивительная. Ноги подкашиваются, дух захватывает. Я ради нее и ехала, если честно. Она в храме находится, который оборудовали прямо в Третьяковке. Говорят, службы регулярно проходят.
Ещё видели Донскую и иконы Андрея Рублева. Они в отделе "Древнерусского искусства". Как-то назвали этот отдел странно. По факту, кроме икон, там никакого древнерусского искусства нет. А назвать "Отдел икон", видимо, не хватило смелости. Хотя, конечно, если название из Советов, то понять вполне можно.
Ещё впечатлил, конечно, Иванов - "Явление Христа народу". Много нового узнала об этой картине.
В частности то, как долго Иванов оттачивал до идеала каждый образ на ней. Он ходил по улицам Москвы и все время смотрел на прохожих, делая наброски. Так, за год ему удавалось найти только один или два подходящих образа. А некоторых персонажей картины он писал, совмещая черты разных людей. Например, Иоанна Крестителя, который ему достался особенно тяжело. Зато какой результат! Изможденное, но сильное и светящееся лицо одухотворенного человека!
Иванов был гений, но непризнанный при жизни, как это часто бывает. 25 лет писал эту свою картину-шедевр, которую завещал Москве и которую только после смерти автора заметили современники.
Это все я узнала от аудиогида. Не получилось взять нармального экскурсовода. Там с ними проблема почему-то. Кстати, аудиогид вполне себе удобно. Там номера на картинах и можно слушать именно то, что ты хочешь сейчас.
Ещё я почти 3 часа ходила по храму Василия Блаженного. Это храм-музей. Там сейчас очень интересно. Есть действующие пределы, а есть музейные комнатки. С аудиогидом я там забыла о времени.
Мощи Василия Блаженного в первом же пределе.
Много старинных икон 12-17 веков. Много находок интересных, сделанных во время реставрации. Например, пуговицы и монеты времен Ивана Грозного.
Много интересного про блаженных. Несколько залов посвящено им. В Москве был ещё Иоанн Блаженный. Он носил вериги железные и железный колпак. По виду килограмм 70 это все весит, если не больше. Его тоже почитают в Москве и тоже особый предел в храме Василия Блаженного освящен в честь него и на его мощах.
Оказывается, около этого удивительного храма раньше было кладбище. И там эти два блаженных были похоронены. Потом над их могилами надстроили небольшие храмы-пределы и освятили.
Еще там есть панели с презентациями и фильмами на близкие темы. В частности с рассказом про Андрея Блаженного, который увидел Богородицу с Покровом. Так и возник праздник Покрова Божьей Матери.
А храм Василия Блаженного - это изначально Покровский собор. Он так и называется сейчас официально. Хотя, наверное, теперь у него два официальных названия.
Потом я ещё пошла на автобусную экскурсию. Там прямо на Красной площади зазывают. Тоже много интересного узнала. И о старой Москве, и о современной. Например, про то, почему Москва круглая. Первая Москва- это Кремль. В нем били и жилые постройки, и храмы, и административные здания. Потом когда жильём обстроили Кремль, мать Иоанна Грозного повелела построить стену вокруг новой Москвы. Это Китай-город так называемый. Китая тогда ещё не было - это были 80 независимых государств, поэтому название "Китай-город" объясняют тюркским языком "катай", то есть вокруг (вроде так). Там кирпичная стена ниже Кремля, но шире и мощнее. Защищала от врагов. А потом, когда Москва разрослась и дальше этих стен сделали земляной вал и выросли за ним ров глубокий. При Екатерине 2, когда необходимости в укреплении города уже не было особой, этот ров зарыли, вал срыли и сделали дорогу Садовое кольцо. Людям за этим кольцом давали участки и обязывали садить на них сады вокруг дома. Отсюда и название.
Ох, как я устала. Но зато ощущения были такие, что мой информационный голод, наконец, утолился. Как же мне это понравилось!
Мы недавно были в Атамани. Тут проходил фестиваль каш. Мы с Машей попробовали тыквенную и пшеную с мясом. Вкуснятина!
Ещё мы были на экскурсии. Много интересного узнала про заселение Кубани. Например, я и не предполагала, что в то время черкесы часто воровали казачьих жён и продавали их в рабство.
По словам экскурсовода Светланы, однажды такая украденная казачка вернулась в курень со взрослыми сыновьями. Ей "повезло", что на ней черкес, своровавший её, женился. Вообще таких казачек делали наложницами. Но однако он не пускал её повидаться с родными и она смогла вернуться в свою деревню только по его смерти. Увы, её родные уже тоже умерли.
Ещё интересно было узнать про казачьи школы. Они были трехлетки и обычно церковно-приходские. Учительница жила обычно прямо в самой школе. В соседней комнате. Изучали Закон Божий, грамоту, математику. Плюс казаки - джигитовку, а казачки рукоделие. Учились девочки и мальчики вместе. Возраст с 7 до 12 лет. И все.
К 12 годам мальчики уже владели саблей и отлично сидели в седле. Сами добывали зайцев и прочую дичь к обеду.
Девочки знали все виды домашней работы и рукоделия и с этого времени готовили себе приданое. Оно состояло из самотканных холстов, кружев, шерстяных нитей и изделий из них. К 12 девочке покупали для этого отдельный сундук.
Ещё старшие девочки няньчили своих братьев и сестёр. Их прямо так и называли "няня" и любили больше родителей. Если у кого-то не было старшей дочери, они могли нанять соседскую девочку (экскурсовод сказала с 5 лет девочка могла няньчить, но я прямо не могу это уложить в голове) и платить ее родителям натурпродуктом. Люльку даже и прибивали к потолку рядом с няней (а не мамой), и ночью именно девочка качала малыша.
И ещё много чего интересного рассказала прекрасная Светлана, глубоко верующий православный человек. Очень рада, что взяли экскурсию. Я поняла, что несмотря на происхождение (бабушка потомственная казачка, почти все родственники жили на Кубани с заселения), я почти совсем ничего не знаю о казаках.
Я ходила и прямо вздыхала от того, что дети теперь наши такое только в музее увидеть могут, но хорошо, что есть такой музей. Наверное, тот, кто его придумал, очень любит Кубань. Это прямо чувствуется в каждом доме.
Кстати, интересный факт - Атомань сделали все районы Кубани. Каждый район, его администрация, построили там дом и до сего дня ухаживают за ним и территорией. Например, хата атамана принадлежит Краснодару, хата ткача - Горячему Ключу и так далее.