• Молитва.
✅Пророк ﷺ сказал Фатиме бинт Абу Хубейш:
«Если у тебя наступит хайд, то оставь совершение молитвы».
(аль-Бухари №320; Муслим №333.)
• Пост.
✅Сказал Пророк ﷺ:
«А разве, когда у кого-либо из вас начинается хайд вы не оставляете молитву и пост?» Женщины ответили: «Да это так». (аль-Бухари №304.)
✅Предаётся в хадисе от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала:
«У нас были менструации, и нам было велено возмещать пост, но не возмещать молитву». (приводится в аль-Бухари и Муслима).
Хадис 144.
✅Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что то ли в праздник жертвоприношения, то ли в праздник разговения Посланник, мир ему и благословение Аллаха, вышел из дома и направился к месту молитвы. По пути ему встретилась группа женщин, и он сказал им: «О женщины, раздавайте милостыню, потому что мне было дано увидеть, что вы составляете большинство адских мучеников!» Они спросили: «Почему же, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что вы часто проклинаете других людей и проявляете неблагодарность по отношению к близким, и я не видел никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто более вас был бы способен лишить благоразумного мужчину его разума!» Женщины спросили его: «А в чем же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток нашего ума, о Посланник Аллаха?» В ответ он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Это из-за того, что у нее не достает ума. А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?» Они ответили: «Да». Он сказал: «А это свидетельствует о ее несовершенстве в делах религии». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
📌Аш-Шаукани пишет: «Этот хадис свидетельствует о том, что женщина во время менструации не обязана поститься и совершать намаз, и богословы единодушны по этому вопросу. Он также свидетельствует о том, что разум может увеличиваться или уменьшаться, подобно вере. Упоминание о том, что женщинам не достает ума, не является порицанием, потому что они не избрали для себя такой разум по собственной воле. Смысл упоминания об этом заключается в том, что люди не должны обольщаться женщинами. А из упоминания о несовершенстве в делах религии следует, что таковым не являются только грехи. Понятие о несовершенстве в делах религии является более широким. Об этом писал Ибн Хаджар в книге “Фатх аль-Бари”, ссылаясь на имама ан-Навави. Совершенство в делах религии познается в сравнении, а это значит, что один совершенный мусульманин уступает другому более совершенному.
Поэтому женщина во время менструации не совершает греха, когда перестает молиться и поститься, однако она уступает тем, кто продолжает молиться в это время.
Тут возникает вопрос: получает ли женщина вознаграждение за за, что вынужденно перестает молиться, подобно тому, как больной человек получает вознаграждение за пропущенные добровольные намазы, которые он совершал, будучи здоровым? Ан-Навави сказал, что совершенно очевидно, что они не получают за это вознаграждение. А разница между женщинами во время менструации и больными заключается в том, что больной совершает благодеяния с намерением по возможности не прекращать их, тогда как женщина не имеет такого намерения при наличии менструации. Ибн Хаджар сказал, что только эта разница не дает оснований однозначно говорить о том, что женщина не получает такого вознаграждения». См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 270.
•Обход вокруг Кабы.
✅Пророка ﷺ сказал Аише, да будет доволен ею Аллах, когда у неё был хайд: «Делай всё то, что делают паломники только не совершай обход, пока не очистишься». аль-Бухари №305; Муслим №119, 1211.
•Половой акт во влагалище.
✅Всевышний Аллах сказал:
«Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся». «Корова», 222.
Под словом аль-махид подразумевается время менструаций и место их выхода, а это – влагалище.
✅Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Делайте всё, кроме полового акта (никаха)» (приводится у Муслима).
Под словом никах здесь имеется в виду половой акт. Поэтому все мусульмане единодушны, что половой акт во влагалище во время менструации запретен (харам).
Разрешено то, что удовлетворит желание, кроме полового акта: поцелуи, объятия и интимная близость, помимо полового акта во влагалище. Но лучше мужчине не иметь близость в местах, что между пупком и коленями, без преграды.
✅Так как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Когда у меня начинались менструации, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел поласкать меня, он повелевал мне надеть изар, и только потом имел со мной близость». (приводится у аль-Бухари и Муслима).
✅Когда был ниспослан этот аят сказал Пророк ﷺ:
«Делай всё что пожелаешь, кроме полового акта». То есть кроме влагалища. Муслим №302.
• Прикосновение к экземпляру Корана(Мусхафу).
✅Всевышний сказал:
«К нему прикасаются только очищенные».(56:79) Так же «Шарх аль-Мумти 1/291-292.
• Вхождение в мечеть и пребывание там. ✅Пророк ﷺ сказал:
«Не дозволяется находится в мечети осквернённым и женщине во время месячных». Абу Дауд №232; Удостоверил Ибн Хузейма.
✅Также на это указывает его ﷺ действия, когда он наклонял голову к Аише, находящейся в своей комнате во время месячных, и она расчёсывала его, а он находился в мечети. аль-Бухари №296.
❗Все остальное же является дозволенным.
• Что касается поминания Аллаха (зикр), произнесения слов "Аллаху акбар" (Аллах велик), "Субхана Ллах" (Пречист Аллах), "Аль-хамду лиЛлях" (Хвала Аллаху), поминания Аллаха перед употребление пищи и в других случаях, чтения хадисов, книг по Фикху, произнесения мольбы (ду‘а), произнесения слова Амин, слушания Корана – всё это не является запретным для женщины во время менструации.
✅Приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима и у других, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран, опираясь на колени ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, когда у неё была менструация.
✅Также у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Умм ‘Атыйи, да будет доволен ею Аллах, что она слышала, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят на праздничные молитвы и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако те, у которых начались месячные, пусть держаться в стороне от места молитвы»
• Чтение Корана во время хайда.
Основа в подобных вопросах – это дозволенность, если нет доказательства обратного, а здесь нет прямого доказательства запретности чтения Корана в период менструаций.
Читает ли она сама, смотря на Коран, или по памяти - всё это разрешено. Например, она может положить перед собой Коран и читать аяты.
✅ Ан-Науауи в своем труде Шарх аль-мухаззаб сказал: Всё это разрешено без разногласий.
✅Сказал шейхуль-ислам Ибн Теймия в труде Аль-Фатауа: В запрете женщине читать Коран (в период менструации – прим пер.) нет никакого следования Сунне. Хадис „Ни женщина во время менструации, ни человек в состоянии большого осквернения не читает ничего из Корана“ – слабый, по мнению всех ученых, сведущих в науке о хадисах. Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у женщин также приходили менструации. И если бы чтение Корана в подобные периоды было запретным, как молитва, то об этом бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил своей общине, и матери правоверных, жены посланника Аллаха, обучились бы этой (норме), и это бы было известно среди людей. Если же ни один не передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрета по этому поводу, то не дозволено никому делать это запретным, зная, что запрет от Пророка не передавался. Если Пророк, мир ему и благословение, когда (также) было много менструирующих женщин, не запретил это в то время, то стало понятно, что это - не запретно.
🔹Всевышний Аллах повелевает читать Коран и обещает за это великую награду. Нельзя запрещать это без достоверного довода, и мы не имеем доказательств, запрещающих женщине, у которой месячные, читать Коран, как сказано выше.
🔹Аналогия между женщиной в период менструации и человеком в состоянии полового осквернения в вопросе запрета чтения Корана несостоятельна, потому что человек в состоянии осквернения может избавиться от этого запрета, искупавшись, в отличие от женщины, у которой месячные. Вдобавок период менструации длится продолжительное время, в отличие от состояния полового осквернения, в котором велено искупаться при наступлении времени молитвы.
🔹Запрещение чтения Корана во время месячных лишает женщину возможности заслужить вознаграждение. Так же из-за этого женщина может забыть что-то из Корана или лишает возможности учить его.
📌Вышеизложенное ясно свидетельствует о весомости доводов тех, кто считает дозволенным чтение Корана во время месячных. Если женщина прояляет осторожность и вместе с тем боится забыть что-либо из Корана, она может ограничится чтением тех аятов, которые она боится забыть.
Необходимо обратить внимание, что сказанное относится к чтению Корана по памяти. Что касается чтения из Мусхафа (непосредственно из самого Корана), то у него другой хукм.
❗Правильным мнением здесь являются слова ученых о запретности прикосновения к Мусхафу человека в состоянии любого вида осквернения, из-за общего смысла слов Всевышнего (перевод смысла): «К нему прикасаются только очищенные» (Коран, 56:79).
✅И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем письме к Амру б. Хазм, в котором он обращается к народу Йемена, написал:
«Не прикасайтесь к Корану, кроме очистившихся». Хадис передали Малик (1/199), ан-Насаи (8/57), Ибн Маджа (793), аль-Байхакъи (1/87).
Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар: «Группа ученых назвала хадис достоверным по причине его известности». Сказал аш-Шафии: «Они считали достоверным письмо от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Ибн Абдуль Барр сказал: «Это письмо так хорошо известно в народе Сира и среди ученых, что оно не нуждается в иснаде. Оно подобно мутаватир (хадис, переданный большим числом передатчиков так, что становится невозможным их объединение на лжи), поскольку люди приняли и признали его». Шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «ат-Талхис аль-Хьабир» (4/17).
Некоторая информация так же взята из книги шейха Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, Рисаля фи ад-димэ ат-таби‘ийа лин-нисэъ, а так же с сайта шейха Салиха Аль Мунаджида.