Я тоже спрашивала об этом у муалиматум,она сказала что Сафар считается если ты едем с махрамом. Один раз говорит с нами сестра моя ехала и мой муж говорит сказал что бы сестра сделала намаз как обычно потому что её Сафар не считается дозволенным по шариату и ей лучше как обычно помолиться. Её муж достаточно разбирающий человек.
Шейху Ибн ‘Усаймину задали вопрос о расстоянии, при котором путник сокращает молитвы, и может ли он совмещать молитвы, не сокращая их. Он ответил:«Расстояние, при котором путник может сокращать молитву, некоторые ученые ограничили 83 километрами. Другие ученые ограничили его тем, что обычно называется путешествием, даже если путь занимает менее 80 километров. И то, о чем люди сказали, что это не является путешествием, даже если путь занимает 100 километров, таковым не является.
Последнее мнение избрал верным Ибн Таймия, да помилует его Аллах, потому что Аллах не ограничил расстояние путешествия, при котором дозволено сокращать молитву, как и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил путешествие определенным расстоянием.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда выходил в путь, равным трем милям или трем фарсахам, совершал молитву по два рака‘ата. Этот хадис приводит Муслим (№ 691)
Мнение Ибн Таймии, да помилует его Всевышний Аллах, ближе к истине.
В том случае, когда понимание путешествия в обычаях людей различается, можно взять мнение об определенном расстоянии, так как это мнение некоторых имамов и ученых, сделавших иджтихад. В этом нет ничего плохого, если пожелает Аллах. Но если обычай людей (в понимании путешествия) един, то верно (в вопросе определения путешествия) обращаться к обычаю»
Путешествие, из-за которого человеку можно сокращать молитву, такое, которое считается путешествием среди людей. Путешествием считается поездка на примерно 80 километров. Поэтому человек, который отъезжает на 80 км и более, имеет право пользоваться дозволением /рухса/, которое дается путнику: протирать кожаные носки в течение 3 суток, совмещать и сокращать молитву, разговляться в рамадан. Если этот путник намеревается остаться в месте своего путешествия более 4 дней, то он не имеет право пользоваться облегчениями и дозволениями. Если же этот путник имеет намерение остаться в этой стране на 4 и менее дней, то он пользуется всеми привилегиями путника. Если человек отправился в путь и остается в стране своего путешествие на неопределенное время, потому что он не знает, когда решатся его дела, и он не может определить период пребывания в ней и дату возвращения, то он также может пользоваться привилегиями путника, даже если время его пребывания будет долгим. Также нет отличия между путешествием по суше или по морю. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 8. С. 99.
Что касается совмещения молитв, то путник может совмещать полуденную /зухр/ и послеполуденную /‘аср/ молитвы, а также закатную /магриб/ и ночную /‘иша/ молитвы. Он может совершать обе молитвы во время первой из них и во время второй них, как ему будет удобнее. Но лучше если он не будет совмещать молитвы без необходимости, то есть если он может совершить каждую из них вовремя, то пусть совершает каждую из них в свое время.
Поэтому, Вы имеет право совмещать молитвы во время пути, но, когда Вы доедете до страны пребывания, в которой Вы намереваетесь оставаться более 4х дней, то там уже должны совершать каждую молитву в свое время.
Большинство ученых считало, что расстояние, при котором можно сокращать молитву и разговляться постящемуся, равно 48 милям.
Ибн Кудама сказал:
«Мазхаб Абу ‘Абдуллаха (то есть имама Ахмада) в том, что сокращать молитву не дозволено, если преодолено менее чем 16 фарсахов. Один фарсах равен трем милям, то есть получается 48 миль. Ибн ‘Аббас примерно подсчитал это расстояние и сказал: „От ‘Усфана до Мекки, от Таифа до Мекки и от Джедды до Мекки“.
Таким образом, расстояние для сокращения молитвы будет равно двум дням. Таково мнение Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара. Также считал Малик, аль-Лейс и аш-Шафи‘и»
Если перевести это расстояние в километры, то это примерно равно 80 километрам.
Шейх Ибн Баз, говоря о расстоянии в пути, сказал:
«Большинство ученых определяют его размер примерно 80 километрами для того, кто едет на машине, летит в самолете или плывет на корабле. Этот путь и тот, что близок к этому, называется путешествием и считается таковым среди людей, и он известен среди мусульман. И если человек отправился в путь на верблюде или пешком, на машине, на самолете или на плавательном судне, на такое расстояние или более этого, то он считается путником»
Постоянному Комитету задали вопрос о расстоянии, при котором молитвы можно сокращать, и может ли таксист, которые преодолевает более 80 километров, сокращать молитву.
Постоянный Комитет ответил: «По мнению большинства ученых расстояние, при котором дозволено сокращать молитвы, равно примерно 80 километрам. И таксист, и любой другой человек может сокращать молитву, если он желает преодолеть расстояние, которое мы упомянули в начале ответа или более этого»
Некоторые ученые считали, что путешествие не ограничивается определенным расстоянием, и для этого необходимо обратиться к обычаю. То, что среди людей считается путешествием, является путешествием, в котором можно использовать облегчения и разрешения Шариата такие, как совмещение молитв, сокращение их и разговение.
Однажды Я’ля ибн Умейя задал вопрос об этом аяте "Умару ибн уль-Хаттабу: «Почему сокращение молить так и осталось в силе, несмотря на то, что мусульмане больше не опасаются искушения неверующих?». Умар ответил: «Я удивился тому же, чему удивился ты, и спросил об этом посланника Аллаха ﷺ, на что он мне ответил:
«Это — милостыня, которую дал вам Аллах, так примите же его милостыню" Муслим 686
Таким образом, аят Корана узаконивает сокращение молитвы в пути лишь при наличии страха, а сунна узаконивает сокращение молитвы в любом пути вне зависимости от того, присутствует при этом страх нападения врага или нет.
Аиша рассказывала: «Молитва была вменена в обязанность в два ракаата вне зависимости от того, совершается ли она дома или совершается в пути. Но после этого молитва в пути так и осталась в количестве двух ракаатов, а что касается молитвы, совершаемой дома, то количество ее ракаатов увеличилось» Бухари 350
Здесь осталось указать лишь на то, что сокращение молитвы в пути не является обязательным, но является очень желательным (сунна муаккада) так, что совершение молитвы в пути в полноценном виде является нежелательным (макрух). А Одному Аллаху известно лучше.
أبو محمد الحسن بن علي البربهاري (252-329)
شرح السنة
Сокращение молитвы в пути также является сунной.
Под сокращением молитвы в пути подразумевается сокращение тех молитв, которые состоят из четырех ракаатов, а это дневная (зухр), послеобеденная (аср) и ночная (иша) молитвы. Они сокращаются до двух ракаатов. Что же касается утренней (фаджр) и вечерней (магриб) молить, то они совершаются в два и в три ракаата соответственно как дома, так и в пути.
Автор упомянул этот вопрос в этой своей книге по причине того, что многие из чрезмерствующих в религии не принимают послабле-ния, узаконенные Аллахом и Его посланником ﷺ, тем самым идут вразрез Корану и сунне. Приведением данного фрагмента автор желал опровергнуть этот порочный обычай, исповедуемый многими людьми. Всевышний Аллах сказал: