Аватар
Виктория NaUm
Девушки вы пока знакомьтесь, тема будет позже , и пазл у вас сложиться

Одно из базовых положений теории семейной системы Б.Хеллингера заключается в том, что все члены семейной системы действуют из любви. Младшие члены рода как системы действуют из любви и преданности старшим и своей судьбой стараются компенсировать несправедливости, допущенные в отношении системно-старших членов рода. Часто они перекосом в судьбе –болезнью: астмой, аутизмом, диабетом - пытаются уравновесить другой перекос. Одним из классических перекосов является «скелет в шкафу» - человек, член рода, о котором молчат, не упоминают, стараются не вспоминать, словно его не было. Таким образом, этот изгнанный член родовой системы словно скелет, но не скелет в могиле, становящийся землёй и травой, а как скелет в шкафу, хранится и не даёт пользоваться шкафом ( читай – частями своей души, своей жизни), да ещё и живым надо тратить силы на то, чтобы прикрывать дверцы шкафа, а не то гляди, распахнутся. Уже неизвестны причины умолчания: человек ли этот замолчанный совершил низость, или несправедливость была допущена по отношению к нему. Сам по себе факт умолчания является несправедливостью. Мне приходилось часто встречать это в расстановочной работе. Один случай настолько ярок и показателен, что хочу о нём рассказать. Ко мне на группу для родителей особых деток пришла мама девочки Юли, семи лет, у которой был ДЦП и аутизм. Из-за ДЦП Юле было трудно ходить, а из-за аутизма не было стимула осваивать ходьбу. Для ребёнка с ДЦП очень важно желание контактировать с миром как мотив к обучению движению. Желание контакта даёт ребёнку упорство в преодолении себя - добиваться, тренироваться, двигаться. Аутизм подрывает почву для выздоровления. Мама девочки, назовём её Наталья, рассказывала, как Юля не интересовалась ни чем, не звала маму, не хотела к ней двигаться, не смотрела в глаза, речь была едва различима, и девочка не стремилась говорить. По Хеллингеру, аутист не смотрит ни на кого потому, что он занят - он смотрит на исключённого члена системы и своим вниманием пытается восстановить того в правах. Это предположение, конечно, возникло у меня, но я его отложила в сторону, не привязываясь, но и не забывая. Мы сделали расстановку. Заместитель девочки смотрела во все глаза на неизвестную фигуру, фигуру, которую никто из других членов расстановки не замечал и на которую не хотел взглянуть. Зато в девочке было внимание и пробуждённость, стремление приблизиться. Положение теории семейной системы подтверждалось. Я предложила маме посмотреть на этого неизвестного человека, увидеть и сказать ему «я тебя вижу» и дочке «я его вижу». Заместитель дочки в ответ смогла перевести взгляд на маму. Расстановка закончилась, участница группы ушла в воодушевлении и одновременно в задумчивости о том, как узнать, кто тот неизвестный и как рассказать о нем. Вот отклик Натальи (начало опущено). «…Но самое интересное произошло сегодня. Рассказала я все это своей сестре и она с ходу говорит, что знает, о ком идет речь. Перед смертью наша бабушка раскрыла ей страшную тайну, взяв слово, что не скажет никому. Оказывается, у дедушки была первая жена и у них был ребенок-инвалид, девочка. Девочка умерла, у жены начались проблемы со здоровьем, дедушка с ней развелся, женился на нашей бабушке, и дальше у них все было хорошо. А та, первая жена, вскоре умерла. Бабушка об этом обо всем знала, но больше никто! Не осталось памяти о невинном ребенке. Вот рассказываю всем вам, расскажу родственникам, будем знать и помнить теперь о той девочке, она же получается наша кровная родственница. И дочке расскажу, конечно.» ( авторская орфография сохранена). В отклике мельком написано о восстановлении справедливости и памятовании о первой жене, но это существенный момент, с Натальей мы это проговорили. На следующих занятиях я спросила маму Юли, как дочка, и выяснилось, что аутизма нет (ДЦП, понятно, никуда не делся), и более того - мама и не помнит, что он был. «Какой аутизм?» - сказала мне Наталья – «Юля очень активная девочка. Она много зовёт меня, хочет научиться ходить, говорит и говорит! У нас и не было никогда аутизма.» Я не стала настаивать и напоминать первый разговор. Наталья говорила искренне, она совершенно забыла, что проблема вообще существовала – а это сильный признак самого исчерпывающего исцеления. Поэтому и я благоговейно промолчала.

22.02.10 | Просмотров: 4289 | 

Автор: Берт Хеллингер
Источник: Порядки помощи

Во время этого курса группа из четырех сопровождающих, среди которых был один психиатр, попросила разрешения привести мужчину, страдающего аутизмом, чтобы я поработал с ним. Они хотели выяснить, может ли аутизм быть обусловлен кроме прочего, системными причинами. Этому мужчине было около 35 лет, и он произносил только два слова. Я согласился при условии, что его будут сопровождать. Когда на следующий день они вместе поднялись на сцену, он все время беспокойно ходил туда-сюда, то раскрывая, то снова закрывая ладони. При этом он постоянно смотрел на свои ладони. 
Хеллингер (обращаясь к группе): Я хочу проработать с мужчиной, сидящим слева от меня. Он страдает аутизмом и не говорит. Рядом с ним сидят четверо его сопровождающих, в их числе психиатр. Я буду работать с ними вместе, чтобы Выяснить, что мы можем сделать для этого клиента. Один из сопровождающих рассказал мне ранее о его семье. 
Обращаясь к этому сопровождающему: Пожалуйста, повтори это для всей группы. 
Сопровождающий: Мать прапрадеда по отцовской линии была убита. Она была вдовой, жила с одним капитаном, который ее и убил. 
Хеллингер (обращаясь к группе): Когда я увидел, что этот мужчина постоянно смотрит на свои ладони, я сказал его сопровождающим: «Он смотрит на кровь». Теперь посмотрим, сможем ли мы для него что-нибудь сделать с системной точки зрения. В этой семье есть два персонажа, которые важны: мать его прапрадеда и капитан, который ее убил. 

Я выяснил, что при шизофрении (и, возможно, у этого мужчины тоже) часто дело в убийстве в семье, которое скрывают, иногда такое убийство имело место много поколений назад. Клиент, страдающий шизофренией, вынужден замещать как жертву, так и убийцу. В нем не могут ужиться обе эти энергии, поэтому он сходит с ума. Если удается примирить такие изначально взаимоисключающие энергии, клиенту становится лучше. Но это возможно только в том случае, если сначала убийца и жертва найдут дорогу друг к другу. Их примирение должно начаться в душе у помощника. Это предполагает, что оба — и убийца, и жертва — найдут свое место в его сердце и примирятся друг с другом. 
Шекспир в своей трагедии «Макбет» описывает, как леди Макбет говорит своему мужу, который ужасается при мысли об убийстве короля: «Немного крови мы легко сотрем». Но после убийства она без сна и покоя бродила по замку и все время смотрела на свои ладони. 
Когда я увидел, что этот мужчина все время смотрит на свои ладони, у меня возник тот же образ. Он сам, конечно, невиновен. Кто-то другой должен смотреть на свои окровав¬ленные руки. В нашем случае это мог быть убийца матери прапрадеда. 
Прежде я бы хотел кое-что сказать о переплетениях. Ис¬ключенный член семьи позднее будет замещен кем-либо другим из этой семьи. Исключенными чаще всего являются убийцы. Поэтому позднее их замещает какой-то другой член семьи. Многим трудно это допустить и осознать. Но до тех пор, пока и убийц не полюбят, для рожденных позднее — тех кто вынужден их замещать, решения не будет. 
Для того, кто вынужден замещать убийцу (а это может быть очень опасно), возможное решение — самостоятельно отойти в сторону. Это будет защитой от импульса убийства. Этот импульс принадлежит другому человеку. Поэтому такому клиенту нужно помочь освободиться от идентификации с убийцей. Он одновременно идентифицирован и с жертвой, об этом говорит его неспособность к действию. Если ему удастся освободиться от идентификации с убийцей, то ему удастся освободиться и от идентификации с жертвой и наоборот. 
Я вам говорил, о чем я думаю в таких случаях и каким образом я должен действовать.
Я начну с матери прапрадеда, которую убили. 
Хеллингер выбирает заместительницу для этой женщины и ставит ее в расстановку. 
Женщина тяжело дышит и громко вздыхает. 
Хеллингер выбирает заместителя ее мужа и прапрадеда и ставит их в расстановку. 
Оба долго и внимательно смотрят друг на друга, повер¬нувшись друг к другу лицом. Мужчина, страдающий аутизмом (клиент), который до этого с интересом наблюдал за происходящим и сидел раскрыв ладони, начинает беспокоиться. Он попеременно раскрывает и закрывает ладони. 
И муж женщины вытягивает руки вперед и внимательно смотрит на свои ладони. Он не мог видеть клиента, поскольку тот сидел за его спиной. 
Через некоторое время он опускает руки. Затем он снова втягивает их вперед, медленно поднимает правую руку вверх и сжимает кулак, как будто хочет ударить. В это время Хеллингер ставит заместителя капитана. 
Хеллингер (обращаясь к группе, указывая на мужа женщины): Вот где было убийство. Вот кто настоящий убийца. 
Женщина начинает громко кричать и опускаться перед Мужчиной на пол. Тот делает движение рукой, будто собирается ее убить. Женщина совсем опускается на пол и ложится на правый бок лицом к мужчине. 

Хеллингер просит заместителя капитана вернуться на свое место, поскольку очевидно, что тот не имеет отношения к происходящему. Клиент снова и снова смотрит на свои ладони.

Хеллингер (обращаясь к группе): Капитан тут ни при чем. Муж этой женщины — убийца. 
Муж женщины делает движение руками, будто он разрывает что-то и выбрасывает. Хеллингер ставит клиента в расстановку. 
Хеллингер берет за руку прапрадеда, чтобы подвести его к его жертве. Клиент беспокойно ходит вперед-назад и все время смотрит на свои ладони. Время от времени он подсаживается к своим сопровождающим. Затем он снова начинает ходить вперед-назад, вытянув раскрытые ладони. Муж женщины протягивает ему навстречу раскрытую правую ладонь. Хеллингер ставит клиента напротив него. Клиент смотрит на мужчину, но тут же отводит взгляд. При этом он держит перед собой раскрытые ладони. Через некоторое время Хеллингер просит женщину встать и ставит ее рядом с мужчиной. Клиент отворачивается. 
Мужчина одной рукой обнимает женщину. Она кладет голову на его плечо. Мужчина по-прежнему держит правую руку вытянутой вперед, раскрыв ладонь. Клиент смотрит то на мужчину, то на женщину и снова отводит взгляд. Затем он начинает беспокоиться и хочет сесть. Хеллингер берет его за руку и подводит к мужчине и женщине. Тот не хочет на них смотреть и отводит взгляд в сторону. Хеллингер кладет руки мужчины и женщины на плечи клиента. Те обнимают его и притягивают к себе. Клиент не противится, но его руки вытянуты в стороны, он тупо смотрит перед собой. 
Через некоторое время клиент освобождается от их объятий и садится на свое место. Мужчина и женщина нежно обнимаются. Затем они отпускают друг друга. Мужчина ста¬новится перед женщиной на колени и низко склоняется пе¬ред ней. Женщина опускается и целует его. Затем она выпрямляется и остается стоять перед ним на коленях. Клиент почти все время смотрит в другом направлении, иногда он смотрит на свои ладони. 
Мужчина выпрямляется и смотрит на женщину. Когда клиент снова смотрит на женщину, Хеллингер берет его за  правую руку и спрашивает: «Знаешь, что на твоих руках? рода»- Теперь клиент смотрит на мужчину и на женщину. Он снова раскрывает ладони, теперь не глядя на них. Мужчина и женщина поворачиваются к нему. Мужчина раскрывает ладони. Клиент долго смотрит на них обоих. 
Хеллингер садится рядом с клиентом и кладет левую руку на его сердце. Сначала клиент смотрит в другую сторону. Затем он смотрит попеременно то на мужчину, то на женщину, то на свои раскрытые ладони. 
Хеллингер бережно притягивает его к себе, продолжая держать руку на его сердце. Через некоторое время клиент высвобождается и снова смотрит на свои ладони. 
Хеллингер дает ему понять, что тот должен снова подойти к мужчине. Клиент встает, подходит к нему, но снова начинает беспокойно расхаживать из стороны в сторону, глядя на свои ладони. Затем он садится к своим сопровождающим. 

 Хеллингер (через некоторое время, обращаясь к мужчине и женщине): Лягте на пол рядом друг с другом. Хеллингер (когда они легли, обращаясь к клиенту): Ляг на пол рядом с мужчиной. Клиент встает и беспокойно ходит. Затем он становится рядом с мужчиной, который продолжает лежать на полу. Сопровождающий объясняет ему, что он должен лечь на пол и помогает это сделать. Когда клиент лег, Хеллингер кладет руку мужчины на клиента. Мужчина обнимает его и притягивает к себе. Другой рукой он обнимает свою жену. Та кладет голову ему на грудь. 
Клиент снова коротко смотрит на свои ладони. Он раскрывает ладони, дважды он раскрывает и закрывает ладони. Долгое время он остается неподвижен. Затем мужчина ослабляет объятья. Клиент поднимает голову, опускает ее, смотрит на свои ладони, поднимает голову, осматривается, снова опускает ее и смотрит на свои ладони. Опускает руки и остается так лежать. 
Хеллингер (после продолжительной паузы, обращаясь к груп-п*): Вот решение. Он опустил руки. 
  
Хеллингер (обращаясь к заместителям): Хорошо, достаточно. 
Заместители поднимаются. Клиент садится рядом с Хеллингером. Его руки опущены. Хеллингер кладет свои руки поверх его рук. Оба смотрят друг на друга. Затем клиент смотрит на своих сопровождающих. 
Хеллингер (обращаясь к группе): У него такие хорошие сопровождающие. И он это заслужил. 
После паузы: Какие удивительные вещи выявляются в расстановках, если начинать с малого. Представьте себе, что бы произошло, если бы я сначала поставил жену и капитана, хотя это и напрашивалось. Но я начал с одной женщины. Я сам не знал почему, но мне было совершенно ясно, что я могу начинать только с нее одной. Мне пришло в голову, что кто-то тут был исключен. Зачастую исключенный и есть самый важный. В нашем случае это был муж той женщины. И мы сразу увидели, что именно о нем идет речь. История с капитаном была всего лишь историей. 
Мы увидели: душа знает все. Эта душа, которая действует, она охватывает всех, она общая для всех. Поэтому заместители чувствуют то же, что и люди, которых они замещают. Эта душа не забудет никого, в ней представлены вес. Правда выявилась, потому что мы полностью доверились движениям души. Никакая теория не помогла бы нам проделать этот путь. Движения души показали нам, где решение: в примирении между убийцей и жертвой. Там решение. Заместители нашли путь к решению, свой особый путь. Душа привела их к решению. 
И клиент знал, что нужно делать, когда позволил им обнять себя. Примирение начинается с того, чтобы дать обоим, и убийце и жертве, место в нашем сердце. 
Я не знал, что делать дальше. Но поскольку и мужчина и женщина уже умерли, я попросил заместителей лечь на пол. И тут мне стало ясно, клиент должен лечь рядом с ними. Там он начал раскрывать и закрывать ладони. 
  
Через некоторое время, когда оба обняли его, он смог УСПОКОИТЬСЯ. Он освободился от чего-то. Он поднимал голоду и я подумал, может, он встанет. Это могло стать решением. так он мог оставить что-то позади себя. 
Обращаясь к сопровождающим: Это будет продолжать действовать в его душе. Ваша забота поможет ему в этом. Не нужно ничего обсуждать, пока душа его не проснется. Это потребует времени. Но я вижу, как прапрабабушка и прапра¬дед его понимают. Это и мой образ. Им вы тоже должны доверять, а также высшей силе, которая смоет кровь. 
Клиент снова смотрит на свои ладони. 
Хеллингер (обращаясь к клиенту): Я желаю тебе всего хорошего. 
Оба долго смотрят друг на друга. Затем клиент встает и хочет идти вперед. Хеллингер берет его за левую руку и держит. Клиент снова садится и смотрит на Хеллингера. Потом он смотрит вдаль. 
Хеллингер (обращаясь к клиенту): Теперь ты сможешь остаться. 
Хеллингер кладет руку на руки клиента. Тот высвобождает правую руку и снова смотрит на свою ладонь. Затем он опускает руки. На этом работа окончена. 
Послесловие 
В заключение сопровождающие сообщили, что они были очень удивлены тем, как спокойно вел себя клиент во время этой работы и что он не убежал. Они также были удивлены, Что он позволял до себя дотрагиваться, чего он обычно никому не позволял. 

🤔🤔🤔

Небольшой экскурс. Я занимаюсь системным консультированием - это такой метод, позволяющий рассматривать то, что происходит с человеком (в данном случае с пациентом и его семьей) в контексте системы, - семьи нуклеарной (в которой есть родители и дети), или расширенной, включающей несколько поколений. Зачастую причина того, что происходит с нами сейчас, я имею в виду события, состояния, симптомы заболеваний, находится в истории наших предков.  Чаще речь идет о глубине 3-4 поколений. реже дальше. И, соответственно. ресурсы для изменений, живительные силы находятся там же. О внимании. Возможно,  у Вас есть любимая телепередача, или занятие, которое поглощает все Ваше внимание. Представьте себе ситуацию, когда Вы смотрите эту самую передачу, а в этот момент мама или кто-то из домашних зовет Вас к столу, например, или предлагает сменить занятие... Вы его не слышите или слышите, но с трудом можете отвлечься. О системах Подобная "включенность" возможна на уровне души. Мы можем смотреть на кого-то или на что-то в своей системе, душой. разумеется, и при этом присутствовать в своей собственной жизни лишь отчасти. На кого-то значит кого-то важного, как правило исключенного, или человека. у которого была особая, чаще тяжелая судьба. На что-то - значит на важные, и чаще трагические события в жизни одного человека, семьи, и страны в целом. При этом сами мы такого родственника или то, что с ним произошло. можем лично не знать. Зато мы знаем его на уровне нашей семейной души (Б.Хеллингер), семейного бессознательного (З.Фрейд, К.Г.Юнг), Э.А. Шутценбергер. Что это дает?  Как правило, особый взгляд, глубину, чувствительность. Часто необычный профессиональный выбор.  Чего это стоит? Если основная или значительная часть нашего внимания занята такой соединенностью с кем-то, с чем-то, оставшегося внимания (жизненных сил) просто не хватает, чтобы хорошо его распределить на здоровье, работу и семью.. Кому-то или чему-то его не хватает. Страдает или наша работа, или здоровье, или семейные отношения, и вместе с ними мы сами. Обнаружить, что происходит с человеком в системе, в первую очередь семейной, на что направлено его душевное внимание, как это определить, и, по возможности, разрешить, - вот чем занимается системная терапия. Какими инструментами мы пользуемся? 1. Cистемная расстановка (в группе или индивидеальном сеттинге) 2. Генограмма или геносоциограмма  3. Консультирование с использованием элементов и того, и другого. Что почитать? В принципе. для более глубокого изучения любую литературу по системному консультированию - "Большой конфликт" Б.Хеллингера, "Травма, связь и системные расстановки" Ф.Рупперта, "Синдром предков" и "Психогенеалогия" Э.А. Шутценбергер и другие книги по этому направлению, которые привлекут Ваше внимание. В своей работе мы пытаемся ответить на несколько вопросов:  1. На кого (на что) смотрит ребенок? 2. Каковы ресурсы семьи (внимание в системном смысле) 3. Выработать последовательность шагов в работе с семьей и согласовать ее с родителями и терапевтами 4. Перспектива и эффективность различных методов лечения применительно к системе и ребенку в ней. Описание клиентских случаев 1. К нам на консультацию обратилась мама девочки, возраст 1,5 года, которой ставят диагноз задержка психо-моторного развития. В расстановке заместитель девочки (расстановка проходила в группе) смотрит на кого-то в системе одного из родителей, при этом не замечает ничего вокруг. После добавления в расстановку заместителя этого человека состояние заместителя девочки меняется. и она начинает по-тихоньку приходить в контакт с родителями. Если можно так выразиться, это шаг номер 1. Следующий вопрос, который заслуживает внимания - в каком состоянии родители (мама), куда направлено ее внимание, и достаточно ли его для ребенка, как относится большая семья (бабушки, дедушки) к ситуации с больным ребенком. и оказывают ли они достаточную поддержку маме (на ее плечи в данной семье легли заботы о ребенке). В данном случае, мама включена вниманием в то же, что и ребенок, но по-своему, и поддержки от семьи получает недостаточно - это видно в расстановке, и мама. присутствующая в группе. подтверждает это словами. - это вопрос 2. о ресурсах. Вопрос 3 (о последовательности шагов в терапии) - в данном случае, как видно из срасстановки, первый шаг в терапии заключается терапии для самой мамы (ей предстоит напитаться ресурсами), параллельно можно делать системную работу и для ребенка. на 4й вопрос я отвечу после описания 2го клиентского случая 2. На консультацию обратилась мама 4х летнего мальчика и диагнозом аутизм. Мама с трудом удерживается в контакте, очень уставшая. На мое предложение перенести консультацию мама настаивает продолжать. и мы договариваемся о диагностической расстановке (консультация проводилась в индивидуальном сеттинге с ассистентом). Заместитель мальчика включен вниманием в системное событие по линии папы. При этом заместитель мамы полностью погружен вниманием в себя, и практически "не видит" ребенка. (к вопросу о ресурсах). Дальнейшая консультация велась в этом направлении, мы работали с историей мамы ребенка. (занимались наработкой ресурсов), из чего видна последовательность шагов.   К вопросу о перспективе и эффективности лечебных мер. Опираясь на  инструменты, которыми  владеет системная терапия, мы можем, применительно к конкретной системе и конкретному ребенку ответить на такие вопросы: насколько может быть эффективен конкретный метод, почему некоторые методы (например. дельфинотерапия) не работают, работают, принося кратковременное улучшение. или дают стойкое улучшение, почему (этот вопрос чаще заботит терапевтов) одни родители больше склонны к сотрудничеству в лечении, у других это получается меньше. Весной мне довелось побывать на мастер-классе по дельфинотерапии в Одесском дельфинарии. Один вопросов, который обсуждали присутствовавшие там дельфинотерапевты, заключался в том, что у некоторых детей наступает улучшение в процессе курса дельфинотерапии, но стойкий эффект сохраняется не у всех. Исходя из нашего опыта работы с животными, можно предположить, что животные. обладая врожденной чувствительностью, в процессе терапии могут "занимать" это самое системное место того, на кого направлено внимание ребенка, что приводит в оживлению внимания пациента, и, как следствие, улучшению качества контакта его с окружающими - родителями, терапевтами. Насколько будет стойким улучшение, зависит от состояния каждой конкретной системы. В заключение я хотела бы пригласить в первую очередь терапевтов, и, конечно, родителей, к сотрудничеству, поскольку данная тема является важной, а перспективы ее исследования обнадеживающими. Возможно, кто-нибудь из терапевтов захочет провести совместное исследование, в которое мы смогли бы включить от 10 до 20 семей, сроком от 1 года. С благодарностью к коллегам. и семьям наших пациентов.    
5.4 лет

Лучший комментарий

Аватар
vikosya

Что такое расстановки и заместители?

5.4 лет Нравится Ответить

Комментарии

Аватар
vikosya

Что такое расстановки и заместители?

5.4 лет Нравится Ответить
Аватар
zn288

Завтра

5.4 лет Нравится Ответить